Развитие речи у детей до года по месяцам

Автор статьи
Екатерина Ракитина
Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия
Время на чтение: 9 минут
АА

Последнее обновление статьи: 28.03.2019

В статье рассмотрены особенности и даны рекомендации по развитию речи детей до года по месяцам. Речь – взаимодействие дыхательной системы, голосового аппарата и нервной системы, и ее развитие можно сравнить с развитием сенсорных или двигательных навыков. Ребенок без отклонений в анатомическом развитии, но волей случая оказавшийся без общения, никогда не заговорит. Неправильно думать, что только слыша нашу речь, ребенок заговорит сам. Развивать правильную речь малыша нужно с рождения, не дожидаясь пока он подрастет.

Когда ребенок начинает сидеть

Что влияет на развитие речи

Развитие умения говорить напрямую взаимосвязано с кожным покровом, зрением и слухом. Именно от них поступают импульсы в центральную нервную систему (ЦНС) с информацией о мире, который окружает кроху: сенсорные ощущения от прикосновений к коже, голоса матери и зрительного восприятия предметов. А это является  толчком к тому, что у малыша возникает мотивация к общению, и чем информации больше, тем активнее  ребенок хочет говорить.

Задержка речевого развития у детей


Читайте также: Как научить ребенка говорить: игры для стимулирования навыков речи


Активизируя мелкую моторику рук, родители способствуют активному развитию речи, ведь на ладошках находятся речевые центры. Стимулируя кожу, мы подаем сигнал в головной мозг и активизируем клетки, отвечающие за развитие речи. Именно так, массируя пальчики и ладошки малыша, мы способствуем формированию речи и мышления ребенка.

Умение говорить у детей,  можно разделить на условные периоды. Пока малыш у мамы в животике, то все его потребности удовлетворяются на физиологическом уровне, но при рождении сразу все меняется. Теперь он сам должен каким-то образом сигнализировать о своих потребностях, которые также являются предпосылками к умению говорить.

Развитие речи до года по месяцам

Для наглядности и вашего удобства речь до года мы оформили в виде таблицы:

*На мобильном устройстве внизу таблицы горизонтальный скроллинг
Развитие речи ребенка по месяцам до года
Возраст, месРечевое развитие до года по месяцам
1 месяцМалыш начинает понимать, когда к нему обращаются, и заинтересовано смотрит на говорящего
2 месяцаУ крика появляется интонация, активно развивается мимика грудничка. По интонации крика можно определить, что хочет малыш
3 месяцаНачало «агуканья». Ребенок с удовольствием произносит гласные звуки и начинает пробовать согласные «г», «к», «н». При общении малыш смотрит на «собеседника»
4 месяцаПервый смех
5 месяцевМалыш пробует произносить звуки «на распев», возникает интонация в голосе
6 месяцевВ этом возрасте ребенок начинает говорить первые слоги, начинает развиваться речь. Важно как можно чаще общаться с малышом, разговаривать, петь песенки, рассказывать сказки, вести с ним «диалог»
7 месяцевГрудничок активно пользуется голосом для привлечения внимания, наблюдает реакцию мамы на произносимые им звуки
8 месяцевПервый лепет и первые неосознанные слова — малыш начинает произносить повторяющиеся звуки и слоги, такие как «ма-ма-…», «ба-ба-…», «бу-бу-…»
9 месяцевАктивный лепет и появление невербального общения жестами, начало игрового поведения
10 месяцевПоявление первых осознанных слов — «мама», «папа», «баба», «на»…
11 месяцевРасширение словарного запаса. В этом возрасте важно показать, как правильно произносить звуки — с помощью игровой гимнастики для язычка, губ, щечек. Пришло время для развивающих речевой аппарат игрушек — свистулек, губных гармошек, дудочек. Необходимо показывать и объяснять малышу, что значит то или иное слово
12 месяцевВ год малыш уже понимает, что ему говорят и может выполнять простые просьбы. Он уже освоил несколько десятков слов (из них может произнести 8-12 слов и понимает до 50 слов) и, с помощью мимики и жестов, может вести с вами «диалог». В этом возрасте старайтесь больше разговаривать с малышом, чтобы он произносил сам или повторял за вами простые слова


Все перечисленные этапы следуют друг за другом, но, учитывая индивидуальные особенности ребенка и насыщенность общения со взрослыми членами семьи, они могут сдвигаться во времени. Если мама мало разговаривает с малышом, не ведет с ним диалог — наивно ждать от него раннего речевого развития.


Читайте также: Развитие речи у детей 3-х лет: ТОП самых эффективных приемов


Этапы развития речи

Рассмотрим более детально каждый из этапов развития речи ребенка от рождения до года

Вашему малышу больше 10 месяцев?
Да!Нет

Период крика

Первые две недели жизни – безусловные рефлексы на такие раздражители как голод, температурный дискомфорт, боль. И при получении искомого кроха успокаивается. Кроме того, что слыша плач малыша – его голос, родители спонтанно формируют  стереотип – привлечение внимание голосом.

На третьей неделе жизни, при прогрессирующем формировании ротовой полости и языка (процесс сосания) он начинает проговаривать отдельные простые гласные звуки, не столь четко, но вполне понятно. Одновременно у крохи формируется слух и зрение. Он активизируется, слыша голос матери, может останавливать взгляд не неподвижных предметах. И чем чаще он слышит голос мамы, тем спокойнее ему становится, он подспудно чувствует свою защищенность. Но крик все еще присутствует, он может выражаться как одна из форм общения и развиваться одновременно с умением говорить.

Ребенок кричит

Продолжается крик  примерно до начала третьего месяца, только он видоизменяется, и чуткая мама сможет услышать уже интонации: радость, удовольствие, боль, гнев и др.

Фаза крика может длиться даже до тех пор, когда малыш уже умеет произносить отдельные простые слова. Это своеобразное общение.

Что нужно в этот период?  Особенности этой фазы состоят в том, что родители, и мама в первую очередь, должны создать нужные условия для формирования слуха и зрения: надо, чтобы звук погремушек, неподвижные, яркие и красочные предметы как можно чаще окружали ребенка. Необходимо развивать тактильные ощущения, вкладывая в ладошку малыша небольшие игрушки с различными фактурами.

И обязательно разговаривайте!  Чаще произносите звуки,  доступные для повторения малышом.


Читайте также: Что должен уметь ребенок в 3 месяца


Гуление ребенка

Повторяя простые гласные звуки от 2-х до 6-ти месяцев, малыш гулит. Но уже к гласным звукам присоединяются и согласные: х, г, к. Причем у ребенка получается соединять их в простые слоги: гу, агу, ку и пр.  Самое интересное, что дети разных народов соединяют их одинаково, вне зависимости от языка родителей.

Гуление у ребенка происходит чаще всего неосознанно: рассматривание игрушки, купаясь, трогая какие-либо предметы, но вместе с тем уже можно наблюдать что его «речь» — реакция на голос или обращение мамы или папы. Это первые проявления осознанного желания общаться.  Малыш может заглядывать в глаза и мимикой лица ждать ответной реакции.

Что нужно делать родителям во второй фазе формирования умения говорить? РАЗГОВАРИВАТЬ! Но только на языке ребенка, произнося простые, уже знакомые слоги. Такое речевое общение можно узнать без труда. При наступлении паузы в голосе мамы или папы он пробует вам ответить теми же звуками. Он как бы пробует слова и звуки, пытается поймать интонацию.

Первые попытки говорить у малютки

Отличным способом способствовать формированию речевого аппарата станет массаж пальчиков на руках. Это важно и для развития мелкой моторики, и умения пользоваться в дальнейшем обеими руками.


Читайте также: Влияние моторики рук на развитие речи


Детский лепет

Как утверждают педиатры период от 6-ти месяцев до 11 – самый интересный период. Его можно сравнить с приобретением знаний взрослым человеком  за несколько столетий. Малыш до года растет интенсивно, увеличивая свои размеры и возможности. И лепет появляется благодаря таким факторам:

  • Малыш не просто лежит, а уже может сидеть и даже принимать прямостоящее положение;
  • Изменение рациона приводит к интенсивному развитию речевого аппарата и увеличению возможностей языка.

Речевое общение состоит из слогов, но сама речь становится выразительнее и осознанней. Малыш все увереннее составляет отдельные слоги в слова: мама, папа, баба и др.

Характеристика данного периода состоит еще и в том, что идет активное развитие сложных психических процессов и памяти.

Какие особенности нужно учитывать в этом периоде?  Усложняйте разговор, общаясь с малышом. Желательно чтобы во время общения он видел движение ваших губ, а произносимые слоги были четкими. Это важно, так как в процессе прослушивания стишков или песенок у детей возникает неосознанное желание повторять  их.


Читайте также: Методы развития речи детей дошкольного возраста: советуют специалисты


Первые слова ребенка

Характеристика малышей первого года в этом периоде – любознательность, копирование и повторение. Начиная с 11 месяцев и до года у многих детей появляются первые осознанные слова, они правильно их применяют по отношению к взрослым. Сложные слова у детей первого года жизни произносятся в частичном исполнении. У детей отлично получается подражать звукам животных.

Особенности данного периода: активное словотворчество у ребенка проявляется  в умении ассоциировать слова и предметы.

Разговаривая с малышом во время прогулки, кормления, одевании и т.д., взрослые передают ему понимание значений слов. При условии постоянного знакомства малыша с новыми предметами и явлениями, внимательные родители могут добиться от ребенка понимания большого количества слов. Примерно к году дети начинают ассоциировать слова с разными предметами и действиями — например, «би-би» может быть как папин автомобиль, так и игрушечная машинка или картинка в книжке.

Занятия с ребенком

Как правильно развивать речь ребенка

  1. Правильно и четко называйте предметы и комментируйте свои действия. Для ребенка это важно, так как он обогащает свой словарный запас правильными словами;
  2. Тренируйте губные и щечные мышцы малыша: используйте дудочки, свистульки, губные гармошки, гримасничанье;
  3. Развивайте мелкую моторику рук, играйте с ребенком в «Идет коза рогатая», «Сорока-белобока», меняйтесь с ним ролями, вызывайте на диалог;
  4. Задавайте малышу вопросы («Где наши носочки», «Куда делся мячик» и т.п.). Ребенок он должен чувствовать ваше внимание, слушать и запоминать речь и интонацию.

Вам может быть интересно: Методы развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста


Каждый ребенок уникален и своеобразен. Нельзя требовать того, что у него сразу не получается. Тренируйте слух, речь и мелкую моторику малыша и возьмите терпение в союзники.


Читайте также: Развитие ребенка по месяцам до 1 года: нормы и достижения


Читайте далее:

Рейтинг автора
Автор статьи
Екатерина Ракитина
Врач акушер-гинеколог, педиатр клиники Dietrich Bonhoeffer Klinikum , г. Нойбранденбург Германия. Мама маленького сына и врач по специальности. В 2011 году окончила Омскую Государственную Медицинскую Академию. Являюсь одним из авторов сайта rebenokrazvit.ru, веду рубрики раздела Ребенок до года
Написано статей
318
Добавить комментарий

Adblock
detector