Как научиться говорить звук Р: постановка звука Р у детей

Автор статьи
Екатерина Михайловна Пашкина
Главный врач ЦКБ г.Омска
Время на чтение: 7 минут
АА

Последнее обновление статьи: 15.05.2019

Родители всегда следят за речью своих детей. Но не всегда они могут грамотно определить точность произношения того или иного звука. Даже небольшие дефекты могут послужить развитию комплексов неполноценности. Звук [Р] относится к сонорам — при образовании этого звука не слышен шум и он не оглушается. Постановка звука [Р] поэтапно позволяет предупредить закрепление дефектного произношения.Postanovka-zvuka-R

Дефектное произношение

Не все родители могут определить правильно ли их ребенок говорит. Обычно на искаженное произношение указывают врачи, воспитатели или другие взрослые люди. Косноязычие свойственно детям до четырех лет. До этого возраста никто не ждет от них идеальной речи. Звуки [Р], [Рь], [Л], [Ль] относят к сонорам. В норме они появляются к пяти годам. Такой долгий срок формирования обусловлен сложностью произношения.

При звуке [Р] кончик языка поднимается к альвеолам (бугоркам за верхними зубами). Он напряжён и вибрирует от воздушной струи. Боковые края языка прижаты к зубам, воздух проходит по середине. Мягкое небо закрывает проход в нос. В итоге под воздействием воздушной струи разрывается смычка между кончиком языка и альвеолами, язык начинает вибрировать.

Звук [Рь] образуется аналогичным образом. Только кончик языка опускается чуть ниже, средняя часть языка поднимается чуть выше.

Нарушения произношения звука [Р] называются ротацизмом. Под этим нарушением понимают только искаженное воспроизведение звука.

Если происходит замена на другой звук, то этот дефект называется параротацизмом.

Для определения правильного звучания нужно посмотреть на артикуляционный уклад. Если наблюдаются отклонения от нормативного звучания (язык не поднимается или дрожит целиком и т.п.), то ребенок говорит неправильно. Для проверки наличия замен звуков ребенку предъявляют ряд картинок, где есть разное положение звука (в начале, середине, конце).

Желательно зафиксировать как произносит ребенок (например, вместо «рыба» говорит «лыба»). Нередко встречается отсутствие звука. Тогда слово будет звучать не «корова», а «ко’ова».

Коррекция нужна, когда ребенку исполнилось пять лет и у него все еще остаются проблемы с произношением. Лучше не тянуть до школы, так как дефект только усугубится и сложится в стереотип

Причины нарушения

Среди логопедов нет единого мнения о причинах возникновения того или иного нарушения. Некоторые специалисты считают, что дело в наследственности. Если один из родителей страдает ротацизмом, то его ребенок с большой долей вероятности будет с этим же дефектом. Генетика тут не виновата. Дети учатся говорить, подражая речи взрослого. А если образец уже сам по себе с нарушениями, то и ребенок его перенимает.

Чтение книжек с ребенком

Обычно ротацизм является проявлениями дислалии. Это нарушение произношения звуков, но при нормальном слухе и сохранной подвижности артикуляционного аппарата. Причинами ее появления могут быть:

  • соматические болезни и ослабленность организма;
  • педагогическая запущенность;
  • двуязычие в семье;
  • нарушения фонематического слуха.

Виной всему могут быть и нарушения в строении артикуляционного аппарата. Короткая подъязычная уздечка не будет давать подниматься кончику языка.

Речевое дыхание

Язык начинает вибрировать от сильного выдоха. Из-за слабого дыхания не получится воспроизвести звук [Р]. Происходить это может по разным причинам. Иногда организм ребенка ослаблен вирусными болезнями, астмой и другими проблемами. Поэтому он не может сделать сильный выдох.

Иногда слабое дыхание является признаком дизартрии — нарушения произношения вследствие плохой двигательной активности мышц. При этом недуге ребенок дышит слабо, поверхностно, ему сложно удерживать артикуляционную позу и переключаться между ними.

Определить дизартрию можно, сделав определенные пробы:

  1. Ребенок спокойно сидит на стуле. Его рот широко открыт, а язык высунут. Глазами он должен следить за игрушкой. Проба считается положительной, если язык отклонится в сторону.
  2. Ребенка просят выполнить упражнения для языка. В это время руки взрослого лежат на его плечах. При выполнений будет чувствоваться напряжение мышц.

Проверить силу выдоха просто. Для этого ребенку предлагается подуть на ветродуйчик. При физиологической норме он без труда это сделает. Либо его просят сдуть небольшой ватный шарик.

Девочка дует на игрушку - проверка силы выдоха

Речевой слух

Основная причина ротацизма — нарушения фонематического слуха. Не стоит путать с это глухотой. У детей с данной проблемой хороший физиологический слух. Но они не могут выделять на слух фонемы родного языка. При невозможности дифференцировать звуки, происходит их замена в речи.

Причин нарушения фонематического слуха несколько. В современном мире многие родители предпочитают с младенчества приучать детей смотреть мультфильмы, фильмы и другие продукты телевидения. Все они созданы с помощью компьютерных программ. Искусственная речь отличается визгливостью, громкостью и резкими скачками интонации. В итоге ребенок, не слыша образца нормальной речи, не учится ее различать и выделять из общего шума.

Больше разговаривайте с ребенком, произносите слова правильно, не «сюсюкайте»

Проверить фонематический слух очень легко. Для этого ребенку предъявляют ряд картинок. На первой он должен найти предмет с заданной гласной. Например, найти все картинки со звуком «и». Далее он должен сделать аналогичное задание, но уже с согласным. После его просят определить первый звук в словах «аист», «облако» и т.п. Состав слов постепенно усложняется.

Артикуляционный аппарат

Еще одна основная причины развития дислалии — нарушения в строении артикуляционного аппарата. Этот недуг нельзя путать с ринолалией — при ней человек рождается с расщелинами неба и верхней губы.


  • В первую очередь искажаться произношение может из-за неправильного прикуса. В норме челюсть человека смыкается ровно. Но, под воздействием разных факторов, верхние или нижние зубы начинают выступать вперед. В итоге это нарушает правильный речевой выдох и воздух уходит в щеки. Получается «щечное» рычание.
  • В редких случаях бывает массивный и толстый язык. Даже если уздечка не ограничивает его подвижность, то он все равно неповоротливый и неподъемный.
  • Еще одна частая причина ротацизма — короткая подъязычная уздечка. Это небольшая связка, которая прикрепляет язык к челюсти. Некоторые дети рождаются с короткой уздечкой. У них отмечаются проблемы с сосанием, смещаются зубные ряды. Могут быть проблемы со всеми звуками верхнего подъема языка.

Упражнение для язычка растягиваем уздечку

Проверить уздечку легко. Достаточно попросить ребенка открыть рот и попробовать достать кончиком языка до носа. Это позволит оценить подвижность органа. Если он не поднимается, кончик принимает V-образную форму, то уздечку нужно подрезать.

Артикуляционная гимнастика

Постановка звука [Р] поэтапно начинается с выработки правильной артикуляторной позы. Для того чтобы мышцы могли ее удерживать, их постепенно развивают с помощью специальных упражнений. Все они должны выполняться перед зеркалом, чтобы ребенок контролировал себя. В статичном положении упражнение выполняется на счет до пяти, при динамичных упражнения на счет до десяти.

Важно приучать ребенка правильно выполнять все действия. От этого зависит как скоро новый звук войдет в речь. Обязательно развивайте навыки самоконтроля.

Детям с дизартрией помогите почувствовать каждое движение (например, предложите пальцем найти бугорки за верхними зубами, кончик языка и т.п.)

Логопедические упражнения на звук Р

  1. Первое упражнение называется «маляр». При его выполнении кончик языка упирается в альвеолы и медленно скользит по нёбу вглубь рта. Важно не отрывать его ни на секунду. Повторить действие нужно несколько раз.
  2. Второе упражнение «грибок». Рот широко открыт, плоский распластанный язык прижимается к нёбу. Получается нечто похожее на грибок. Эту позу удерживают несколько секунд.
  3. Третье упражнение «гармошка». Рот широко открыт, распластанный язык присасывается к нёбу. Нижняя челюсть опускается. Важно в этот момент не отрывать язык.
  4. Четвертое упражнение «чашечка». Рот широко открыт, язык положен на нижнюю губу. Нужно поднять его боковые края. Получится нечто похожее на чашечку. Эта поза удерживается несколько секунд.

Посмотрите видео, где опытный логопед показывает самые лучшие способы постановки звука Р у детей:

Постановка от звука [Д]

Существует множество способов постановки звука [Р] поэтапно. Самый распространенный — заведение моторчика от звука [Д]. Делать это лучше лежа, так как в такой позе ребенку будет проще снять мышечное напряжение.

На этом этапе пригодится механическая помощь. Для нее нужен постановочный зонд (палочка с шариком на конце) либо его заменитель (соска, ватная палочка, коктейльная палочка с шариком на конце).

Применение зонда при постановке звука Р

Ребенок лежит, голова его на коленях у взрослого. Он широко открывает рот, прислоняет кончик языка к альвеолам и произносит звук [Д]. Взрослый в этот момент делает колебательные движения зондом и раскачивает кончик языка. В итоге на сильном выдохе получается «Дддддрррррр».

Постановка от звука [Ж]


Можно попробовать поставить звук [Р] от чистого звука [Ж]. Для этого ребенка просят широко открыть рот и пожжужать как жук, постепенно отодвигая язычок чуть дальше в рот. На каком-то этапе будет слышен одноударный звук [Р].

Постановка от звука [З]

Обычно не используется этот способ постановки, так как у звука [З] отличная артикуляция. Но бывают дети, с которыми классические способы никак не идут. Тяжелее всего переучивать с горлового произношения. Поэтому можно попробовать небольшую «обманку». Ребенку предлагается поиграть в игру с неправильным «звоном». При произношение звука [З], язык поднимается немного к альвеолам. На него нужно сильно дуть. В какой-то момент появится одноударный [Р]. Со временем он перерастет в вибрант.

Постановка от звука [С]

Для этого способа постановки у ребенка должна быть корректная группа свистящих звуков. Ребенка просят произнести длительно звук [С], потом немного вдохнуть ртом и прижать язык к альвеолам, выдохнуть. Послышится короткий звук [Р]. Особенностью этого способа является постановка на вдохе, а не на выдохе.

Постановка с механической помощью

Некоторым детям, особенно если они страдают дизартрией, нужна механическая помощь. Ее применяют не только для вызывания изолированного звука, но и для произношения слогов. Помимо зонда и зондозаменителей используют соску. Ее надевают на шпатель. Полученной конструкцией раскачивают язык, прося ребенка с силой дуть на его кончик. Получается тарахтящий звук, который называют «моторчик».

Заменители постановочного зонда для формирования звука Р

Иногда вместо соски используют палец ребенка. Его приставляют к напряженному языку и взрослый раскачивает ладонь ребенка, показывая ему как правильно выполнять упражнение. В дальнейшем он это делает самостоятельно.

Некоторые взрослые не могут убрать механическую помощь. Без нее ребенок сразу искажает звук. Для этого используют небольшой обман. Язык раскачивается зондом, а потом он резко отодвигается. Ребенок продолжает произносить звук сам

Как научить ребенка выговаривать звук [Р] в домашних условиях

В 3-4 года ребенок может не выговаривать звук Р, это нормально. В этом возрасте важно научить его связно выражать свои мысли и правильно произносить другие звуки: Ж-Ш, С-З. Ближе к 5 годам наступает время заняться звуком Р. Послушайте — получается ли у вашего чада рычать? Или вместо «рыба» он говорит «селедка», чтоб не приставали? Значит пришло время научиться несложным упражнениям, которые помогут ребенку понять — откуда берется звук Р.

Самое главное тут терпение и постоянство. Как вы уже знаете, звук Р — не самый простой, поэтому, чтобы ребенка не дразнили, придется потрудиться.

Смотрите видео, повторяя за которым вы сможете научить ваше чадо «рычать»:

Автоматизация звука Р в слогах (ра, ро, ры, ру)

После получения изолированного звука, его введение в речь начинают с слогов. Если постановка была от опорного звука, то используют сочетания: дра, дро, дру и т.п. Для того чтобы детям было интересно это делать, произношение звуков совмещают с разными играми.

Предложите ребенку выкладывать фишки на каждый произнесенный слог либо прошагать его

Для развития слуховой памяти ребенка не только просят повторить слоги, но и запомнить их. Например, дается дорожка: дра-дра-дро-дра. Ее нужно повторить. Если ребенку сложно воспроизвести 4 слога, то их количество уменьшают до трех или двух.

Посмотрите видео с упражнениями для автоматизации звука Р:

Развитие мышц лица

Для правильного произношения важно развитие всех двигательных мышц лица. Для этого детей учат строить разные рожицы. Их просят улыбаться, смеяться, грустить, хмуриться. Полезно учить их подмигивать, ухмыляться и удивленно поднимать брови.

Любые изменения в лице помогают не только учить разные эмоциональные состояния, но и развивать тонкие движения мышц лица. Можно предложить ребенку освоить приемы самомассажа. Для этого пальцами рук проводят проглаживающие движения от середины лба к вискам, от носа к ушам, от подбородка к шее.

Успех постановки звука [Р] поэтапно заключается в правильном дыхании. Для наглядности ребенку предлагают задувать свечи, сдувать ватные шарики в футбольные ворота и закручивать ветродуйчики. Важно не делать упражнения долго, так как у ребенка может закружиться голова.

Для того, чтобы он научился дышать полной грудью, используют следующее упражнение. Ребенка кладут на спину. На его живот ставят небольшую легкую игрушку и предлагают покатать ее. Для этого нужно надуть живот медленно, чтобы он был как мячик, а потом выдохнул.

Хорошо зарекомендовала себя дыхательная гимнастика Стрельниковой.

Автоматизация звука Р в словах

После того, как звук хорошо звучит в слогах, переходят к словам. Начинают с тех слов, где звук [Р] первый. Здесь можно использовать совершенно разные игры: найди лишний предмет, выдели первый звук в слове, помоги найти слова только с заданным звуком.

Постепенно вводятся слова со звуком [Р] в середине и в конце слова. Обязательно разучиваются разные чистоговорки:

Чистоговорка для автоматизации звука Р

Важно: не забывайте контролировать произношение звука в свободной речи. При его искажении ребенка нужно поправить.

Постановка звука [Р] поэтапно завершается составлением небольшого сюжетного рассказа по опорным картинкам. Помогите вашему чаду придумать увлекательную историю про добрую корову или шустрого страуса, занятия должны проходить весело!

Посмотрите видео, которое поможет вашему ребенку закрепить звук Р в слогах и словах:

Предупреждение появления ротацизма

Для того чтобы предупредить появление ротацизма у детей, важно следить за своей речью. Постановка звука [Р] поэтапно не потребуется, если следить за развитием артикуляционного аппарата ребенка. В случае, если доктор у ребенка обнаружил короткую уздечку и рекомендует операцию, некоторые родители предпочитают не травмировать свое чадо ее подрезанием. Но это только приводит к дополнительной травматизации, операция в младенчестве переносится легче.

Обязательно разговаривайте с ребенком, читайте ему книжки и рассказывайте ему об окружающем мире. Но помните — не стоит стремиться научить его произносить сонорные звуки в три года. Это может привести к закреплению дефектного произношения. Правильно произносить звуки ребенок готов к пяти годам.

Читайте далее:
Visited 172 times, 1 visit(s) today


Рейтинг автора
Автор статьи
Екатерина Михайловна Пашкина
Главный врач Центральной клинической больницы г.Омска Врач-кардиолог высшей квалификации, окончила лечебный факультет Омской государственной медицинской академии в 1995 году. Опыт работы 23 года
Написано статей
71
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Adblock
detector