Что такое артикуляционная моторика

Автор статьи
Екатерина Ракитина
Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия
Время на чтение: 9 минут
АА

Последнее обновление статьи: 30.03.2019

Правильность и чистота произношения звуков целиком зависит от правильности работы артикуляционного аппарата. С младенчества малыш пробует произносить разные звуковые формы, производит различные движения ртом, губами и языком, тем самым формируя свой первый речевой навык.

Артикуляционные упражнения


Читайте также: Постановка звука Р у детей: советы логопеда


Чтобы речевые фонемы были правильными, а произносимые звуки четкими, органы речи должны быть максимально подвижными. Артикуляция зависит от работы различной группы мышц. Сюда входят глотательные, жевательные и мимические мышцы. Чтобы речевой набор звуков был полностью правильным, ребенок должен уметь правильно произносить многочисленные звуковые уклады с огромным разнообразием движений.

Голос образуется при участии не только ротовой полости, но и всей грудной клетки. Поэтому упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, должны охватывать не только лицевые мышцы, но и плечевой пояс и грудь.

Тренируем язычок


Читайте также: Развитие речи у детей 6 лет: ТОП лучших упражнений


Значение органов речи в артикуляции

Наиболее подвижный речевой орган – это язык. Самыми подвижными его частями являются боковые части и кончик. Чем они подвижнее, тем четче будет произношение звуков.

На качество произношения также оказывает влияние подвижность губ. Наиболее подвижна всегда нижняя губа. Губы могут смыкаться, образовывать трубочку, рупор, что очень важно в произношении согласных. А вот в произношении гласных важна подвижность нижней челюсти.

Также важную роль играет прикус. Правильным считается вариант, когда верхняя челюсть слегка прикрывает нижнюю. При этом все зубы должны соприкасаться.

Учимся правильной артикуляции


Читайте также: Подборка логопедических занятий с ребенком 3 лет: развиваемся дома


При произношении любого звука каждый речевой орган выстраивается в определенном положении. Но речевой поток хоть и состоит из звуков, в итоге он выстраивается в слова, поэтому звуки следуют один за другим очень быстро. И здесь очень важна подвижность каждой мышцы, участвующей в создании речевой конструкции.

Возрастные периоды освоения звуков ребенком

Чтобы речь ребенка правильно формировалась, нужно достижение определенного уровня зрелости корой головного мозга. Все органы чувств должны быть подготовлены. Часто хронические заболевания негативно влияют на развитие речи малыша.

Обучаемся с раннего возраста


Читайте также: Как научить ребенка говорить: как правильно стимулировать речь играми


В самом начале жизни ребенок может произносить исключительно легкие звуки. К ним относятся гласные а, о, э и согласные, м, п, б. Далее ребенок осваивает звуки посложнее. А вот самые сложные по артикуляционным требованиям звуки типа с, з, ц, ш малыши осваивают в возрасте старше трех лет. До этого периода сложные звуки либо отсутствуют в лексиконе, либо малыши подменят их более простыми.

В идеальном варианте к шести годам речевой багаж ребенка уже наполнен всеми звуками. Если к этому возрасту ряд звуков все еще отсутствует, то требуется вмешательство логопеда, так как на лицо нарушения речевого развития.

Обучение правильной артикуляции


Читайте также: Эффективные приемы по развитию речи у ребенка 4 лет


Нарушения развития речи

Наиболее частой причиной неправильного произношения звуков служат нарушения строения органов речи. Самые частые нарушения:

  1. Неправильный прикус;
  2. непропорциональный язык (он либо слишком большой, либо наоборот слишком маленький);
  3. укороченная уздечка;
  4. Расщелина неба и верхней губы.

Нарушения органов речи можно заметить в самом раннем возрасте, так как даже простые звуки, заменители более сложных звуковых форм звучат нечисто и слышны звуковые нарушения.

Упражнение на артикуляцию


Читайте также: Методы развития речи детей дошкольного возраста: советуют специалисты


Помимо нарушений в строении ротовой полости, также причиной неправильного произношения может быть слабость губных мышц и слабость мышц языка. Такое отклонение можно заметить при выполнении губами и языком простых движений:

  1. Губы не вытягиваются трубочкой;
  2. Улыбка асимметрична;
  3. Язык не расширяется, а все время стремиться к сужению;
  4. Высунутый язык отклоняется в одну из сторон;
  5. Высунутый язык западает на нижнюю губу, а не держится горизонтально;
  6. Высунутый язык дрожит;
  7. Язык во рту держится «комком».

Тренировка для языка


Читайте также: Развитие речи пятилетнего ребенка: нормы и эффективные упражнения


При наблюдении подобных симптомов потребуется консультация как логопеда, так и невролога.

Если нарушения связаны со строением речевых органов, то как можно скорее эти нарушения нужно устранить. Если же причина в слабости мышц, то потребуется выполнение определенных упражнений.

Нужно правильно понимать относится ли нарушение к речевой патологии или же это речевое отклонение. Патологии бывают внутреннего и внешнего проявления. Точный диагноз может поставить только специалист.

Любые нарушения в речевой системе могут влиять на совершенно разные стороны речи: неправильное произношение, неверная лексика, неправильное грамматическое выстраивание предложений.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика


Читайте также: Эффективные упражнения по развитию речи у детей дошкольного возраста


Речевая гимнастика призвана укрепить мышцы речевых органов и закрепить правильное звукопроизношение посредством специальных упражнений, проводимых, как правило, в виде игры. При этом тренируются все мышцы речи: язык, неба, губы. Это в итоге дает развитие артикуляционной моторики и приводит к правильному положению каждой речевой мышцы во время произношения звуков.

Главная ее задача – выработать правильный набор движений органов речевого аппарата, чтобы звуки произносились четко и правильно.

Регулярная артикуляционная гимнастика


Читайте также: Развитие речи у детей 3 лет: ТОП самых эффективных приемов


Гимнастика даст результат только при выполнении ряда правил:

  1. Упражняться необходимо ежедневно. Так навык будет сначала вырабатываться, а потом упражнения будут способствовать его закреплению. За один раз не следует проводить больше трех упражнений.
  2. Каждое упражнение нужно выполнять не менее пяти раз.
  3. Если задание требует удержания определенной позы, то задерживать нужно не менее чем на 10 секунд.
  4. Упражнения нужно начинать с простых, а далее уже переходить к сложным. Лучше всего использовать формат игры.
  5. Новые упражнения вводятся строго по одному. Остальные два выполняются для закрепления навыка. Нельзя вводить новые задания пока предыдущие ребенок не выполняет хорошо.
  6. Упражнения стоит проводить в положении сидя. Так тело малыша будет расслаблено и нет ненужной нагрузки на мышцы.
  7. Малыш должен хорошо видеть взрослого. Это необходимо для контроля за правильностью выполнения упражнений. Можно либо вдвоем сесть напротив зеркала, или же сидеть лицом друг к другу, но тогда у ребенка в руках должно быть зеркало.
  8. Первыми упражнениями лучше всего ставить упражнения для развития гибкости губ.

Гимнастика в виде игры в домашних условиях поможет исправить незначительные дефекты или закрепить уже полученный результат. Но чтобы исправить некоторые патологии нужна помощь квалифицированного специалиста.

Обучение в форме игры


Правила проведения упражнений

Существует четкий алгоритм, которого лучше всего придерживаться при проведении занятий с ребенком:

  1. Посредством игры рассказать о предстоящих тренировках.
  2. Показать ребенку на своем примере как нужно выполнять задание.
  3. Проследить за правильностью выполнения задания ребенком. Для взрослого, занимающегося с ребенком, важно контролировать правильность выполнения заданий, отслеживать их точность, плавность, темп и устойчивость движений. Важен контроль симметричности обеих частей лица во время выполнения упражнения.
  4. Оказывать помощь ребенку в правильном расположении органов речи для выполнения задания. Если какое-либо движение у ребенка не получается, можно посредством игры и творческого подхода показать ему как это правильно сделать.

На первых парах движения у ребенка будут напряженными, но спустя несколько занятий появится непринужденность.

 


Читайте также: Самый эффективный помощник речевого аппарата — упражнения для развития мелкой моторики


Читайте далее:
Visited 16 times, 1 visit(s) today


Рейтинг автора
Автор статьи
Екатерина Ракитина
Врач акушер-гинеколог, педиатр клиники Dietrich Bonhoeffer Klinikum , г. Нойбранденбург Германия. Мама маленького сына и врач по специальности. В 2011 году окончила Омскую Государственную Медицинскую Академию. Являюсь одним из авторов сайта rebenokrazvit.ru, веду рубрики раздела Ребенок до года
Написано статей
316
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Adblock
detector