Как развить речь у дошкольника?

Автор статьи
Екатерина Михайловна Пашкина
Главный врач ЦКБ г.Омска
Время на чтение: 3 минуты
АА

Последнее обновление статьи: 16.05.2019

Процесс развития речи  у дошкольников происходит постепенно, можно выделить основные шаги от рождения до школы:

  • до 2 месяцев – новорожденные чаще кричат;
  • 2 – 4 месяца – впервые появляется гуление;
  • 6 месяцев – стадия лепета;
  • с 12 месяцев до 3 лет – он начинает произносить свои осознанные слова;
  • с 3 до 5 лет – начинает строить предложения. У дошкольников начинается проявление диалогической речи. Многие пытаются рассказывать много и быстро. Речь может быть уже связной, но сбивчивой;
  • с 5 лет – словарный запас уже сильно расширился, продолжается обучение дошкольников диалогической речи. Произносит практически все знакомые ему слова, поддерживает диалог, составляет рифмы. В этом возрасте на родном языке речь должна быть связной.
Указанные теоретические временные рамки каждого из этапов соответствуют усредненным значениям. Если временное отклонение для любой из стадий составляет 1 – 2 месяца – такой процесс развития монологической и / или диалогической речи нормально.

Как узнать уровень речевого развития

Рекомендации по дальнейшему речевому развитию основываются на определении текущего уровня. На этом основании определяются принципы и приемы, необходимые в конкретном случае.

мальчик упражняется

Для того, чтобы выявить, каким лексическим запасом обладает ребенок и правильно ли он понимает слова, которые использует, существует диагностика речевого развития. Технологии и приемы, на которых основана ее программа, состоят в демонстрации картинок с изображением предметов или каких-либо действий. Дошкольников обследуют в индивидуальном порядке.


Основные методики

Для того, чтобы помочь в освоении речи, учитывая особенности его развития, используются разнообразные современные методические программы.

Не может быть выбрана одна методика развития речи детей дошкольного возраста – применяться должен целый комплекс взаимодополняющих методик.

Главное при формировании базовых теоретических и практических навыков разговора – это общение. Основы речи закладываются с первых дней. Методические рекомендации включают в себя технологии работы, связанные с постоянным общением. Пока малыш еще не умеет говорить – нужно рассказывать ему.

Для того, чтобы было проще понять, как именно произносится тот или иной звук или сочетание звуков, непременно следует регулярно по несколько раз медленно и четко повторять их в присутствии ребенка. Важно, чтобы он не только слышал правильное произношение, но и видел артикуляцию.

Технологии работы по формированию связной диалогической речи должны включать в себя приемы, направленные на общее развитие. Следует уделять внимание мелкой моторике – это благотворно сказывается на его умственном развитии. Много времени это не займет – четверти часа игр и пальчиковой гимнастики ежедневно будет вполне достаточно.

 

Пользу принесет дыхательная гимнастика. Ее также можно представить в виде игры – будет интересны такие приемы, как:

  1. сдувать семена с одуванчиков;
  2. выдувать мыльные пузыри;
  3. выдохом удерживать в воздухе перышко.

Программа работы над формированием связной диалогической речи включает в себя этап, когда ребенок уже достиг того возраста, когда начинается период активного пополнения словарного запаса, то с ним важно не только говорить – его требуется слушать. Это познавательно: можно не только больше узнать о проблемах и радостях, но и вовремя заметить возможные дефекты произношения.

Многие методические рекомендации подразумевают чтение. После прочтения какой-нибудь сказки или истории можно обсудить сюжет, поговорить о героях. Придумать события, которых нет в исходном материале, рассмотреть альтернативные варианты развития истории, поставить себя на место положительных или отрицательных персонажей. Это не только даст повод взрослому сблизиться с малышом, но и даст навыки построения логических цепочек и наглядно продемонстрирует принципы логического мышления.

Программа работы над формированием монологической и / или диалогической связной речи должна включать в себя развивающие занятия и упражнения в игровой ненавязчивой форме, чтобы малыш получал удовольствие. В противном случае есть риск формирования психологического барьера.

Нетрадиционные методы речевого развития

logoped

Можно также обратить внимание на некоторые современные нетрадиционные технологии. Чаще всего используются такие эффективные нетрадционные приемы работ, как:

  1. Интервьюирование. Теоретические основы этой технологии работы над формированием диалогической речи у детей включают в себя приобретение базовых знаний о нормах речевого общения с людьми разных возрастных категорий, а также формирование навыков их применения не только на занятиях, но и в реальной жизни.
  2. Пиктограммы. Принципы работы по такой технологии связаны с развитием ощущения системного устройства языка. Сами пиктограммы размещаются как на вращающемся поле или наклеиваются на кубик, так и представлены в табличном виде.

Нетрадиционные технологии используют аналогичные принципы, применяя уникальные приемы, что будет познавательно как для ребенка, так и его родителей.


Развитие речи дошкольников с помощью упражнений

Методические рекомендации по формированию как монологической, так и диалогической связной речи у дошкольников, часто включают в себя комплексы упражнений. Существует целый ряд несложных упражнений, которые помогут развить речь у дошкольников. Их можно применять и в домашних условиях.

  1. Технологии работы над развитием артикуляции основываются на проговаривании звукоподражательных слов, в том числе имитации голосов животных;
  2. Основы определения и использования звуков – определить, какой первый звук в слове, подобрать другие слова, начинающиеся с этого звука, проговорить слова, звучание которых имеет сходство;
  3. Программа развития дикции может включать в себя «чистоговорки», а также такие приемы, как чтение и заучивание стихов поможет развить не только речь, но и память;
  4. Программа развития диалогической связной речи должна включать в себя игры с глаголами: нужно назвать предмет и придумать несколько действий с ним, либо описать, что делают персонажи рассказа / мультфильма / изображения;
  5. Работы с текстами различной длины, сложности и стилистической направленности. Обращать внимание нужно и на разнообразие содержания дидактического материала.

Как развить речь у дошкольника?

Дети дошкольного возраста испытывают проблемы с использованием пространственных предлогов. Стоит периодически играть в забаву «Где?» — просить описать, где именно находится игрушка: НА кубике или ЗА ним и так далее. Это поможет ему на практике усвоить принципы применения таких предлогов в речи.

Читайте далее:
Visited 1 times, 1 visit(s) today


Рейтинг автора
Автор статьи
Екатерина Михайловна Пашкина
Главный врач Центральной клинической больницы г.Омска Врач-кардиолог высшей квалификации, окончила лечебный факультет Омской государственной медицинской академии в 1995 году. Опыт работы 23 года
Написано статей
71
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Adblock
detector