ss x
x

Как развивать дома мелкую моторику рук у ребенка


То, насколько велико значение развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста, доказывать не приходится – этот научный факт принят за аксиому, и все без исключения педагоги настаивают на том, чтобы подобные занятия проводились с малышом дома едва ли не с пеленок. Для младенцев хорошую службу сослужат погремушки и мягкие игрушки, наполненные специальным крупитчатым составом, ощупывая которые ребенок тренирует чувствительность своих пальчиков. Чтобы развивать мелкую моторику рук у детей постарше, помогут специальные тренажеры и игры, которые к тому же будут являться и развивающими пособиями.

Давно доказан тот факт, что малыши изучают мир на ощупь больше, чем на взгляд. В этом возрасте начинает формироваться умение хватать и удерживать предметы: ложку, карандаш или детали игрушек. Чем рельефней текстура игрового пространства вокруг, тем интенсивнее идет познание окружающей действительности, развиваются умственные способности, формируется творческий потенциал.

Кроме того, развитие мелкой моторики у детей младшего возраста пригодится перед поступлением в школу, когда придется много и долго тренироваться в написании элементов букв, а затем и в письме. Поэтому в данном разделе рассмотрим возможности развития мелкой моторики в условиях пространства детской комнаты.

Прочтя этот материал, вы узнаете, как развивать мелкую моторику у ребенка при помощи несложных занятий.


Роль мелкой моторики в развитии мыслительной деятельности ребенка

Малыши рождаются с хватательным рефлексом, и каждый из нас сталкивался с тем, что, если младенцу протянуть палец, он обязательно его схватит и зажмет в кулак.

Со временем хватательный рефлекс слабеет, уступая тактильному познанию окружающей среды. Малыш учится ползать, щупает игрушки, предметы, знакомится с окружающей действительностью, ощупывая встречающееся текстуры. Ребенок учится держать кружку, ложку, вилку, развивает умение накалывать на вилку пищу, приучается есть, не пронося пищу мимо рта.

Но вот основные действия освоены, и развитие пальцев и мелкой моторики рук у детей значительно замедляется. И дальше только от родителя и педагога зависит, как малыш научится держать карандаш, владеть ручкой, резать ножницами и скреплять мелкие детали.

Ученые доказали: роль мелкой моторики в развитии ребенка настолько высока, что влияет и на совершенствование мыслительной и речевой деятельности, расширение кругозора. Кроме того, мелкая моторика влияет на координацию движений, слаженность действий и на скорость восприятия нового материала.

Поэтому к тренировкам пальцев рук ребенка надо приступать как можно раньше: начинать эту работу нужно с младенчества и обязательно продолжать в более старшем возрасте.

Способы развития мелкой моторики пальцев у детей в домашних условиях

Когда говорят про развитие мелкой моторики рук у ребенка раннего возраста, первыми на ум приходят тренажеры по системе Марии Монтессори. В отличие от других систем раннего развития, система Монтессори не требует больших финансовых вложений. Для создания развивающей среды в доме достаточно провести ревизию в шкафах, на кухне и даже в ванной комнате.

Какие же способы развития мелкой моторики у детей нужно использовать, чтобы тренировать пальчики малыша? Начинать нужно с самого простого. В методике Монтессори это карточки с вкладышем. Для их изготовления потребуется твердый картон или картонная коробка, несколько цветных геометрических фигурок из твердого картона и канцелярский нож.

Для каждого шаблона потребуется кусок твердого картона размером 10 см х 10 см. На плотную основу наклейте цветную бумагу и после полного высыхания клея разметьте геометрические фигуры. Вырезать фигуры нужно с помощью канцелярского ножа.

Задача ребенка – сопоставить геометрические фигуры с формой в окошках картона.

Еще один простой, но очень действенный тренажер на развитие мелкой моторики у детей в домашних условиях: доска для шнуровки. Изготовить ее можно также из плотного картона, но лучше использовать фанеру или плотный пластик.

Есть и один универсальный тренажер, направленный на развитие мелкой моторики рук у детей и обучение застегивать пуговицы, крючки и змейку, создается, как и доска для шнуровки: по образу верхней одежды.

К инструментам, преследующим цели тренировки рук ребенка можно отнести пальчиковые краски, безопасный пластилин или обыкновенное сдобное тесто.

Рисование с помощью пальчиковых красок — первый опыт, который получает ребенок от прикладного творчества. Перед тем как устроить такое художественное занятие для развития мелкой моторики у детей, мамам стоит позаботиться о холсте для рисования. Идеально для таких экспериментов подходит бумага в рулонах. Первые занятия с пальчиковыми красками лучше проводить в месте, где нет ковров, лишней мебели или дорогих гобеленов. Сегодня есть прекрасные пальчиковые краски для рисования на акриловых поверхностях. В рисовании нельзя гнаться за методикой. Начинать надо с малого. Сначала — силуэт пальчиков, потом — ладошки или пяточки, и только потом — рисунки ромашек, домиков и фей.

Что касается пластилина, несмотря на свою завышенную цену, этот материал можно с большой натяжкой назвать безопасным. Если вы хотите использовать именно этот метод развития мелкой моторики у детей, то пластилин для маленького ребенка можно сделать самим, не выходя из кухни. Достаточно взять 150 грамм моющего средства, типа «Капля Сорти» или «Фейри», крахмал и нужный краситель. Моющее средство выливается в миску, туда же высыпается три ложки крахмала и добавляются несколько капель красителя. Далее месите массу до тех пор, пока не получится эластичное, тянущееся вещество. Это и есть пластилин. Добавляйте крахмала больше, если хотите пластилин потверже, и поберегите крахмал, если вам нужно мягкое вещество.

Учитывая такую особенность развития мелкой моторики у детей, как желание попробовать результат своего творчества на вкус, самым подходящим материалом для лепки с полуторагодовалым малышом по праву остается тесто. Оно может быть простым сдобным, и тогда результат лепки вы запечете или зажарите, а потом вместе с ребенком съедите. Или оно может быть соленым, специально предназначенным для лепки и создания фигурок. Как делать соленое тесто, знают практически все: стакан соли, стакан муки и вода.

Внимание!То, что материалы для лепки и рисования не токсичны, еще не означает, что их можно есть. Не оставляйте малыша одного за творческим процессом, не давайте пробовать материалы на вкус. Отвлекайте, переключая внимание, рисуйте и лепите вместе.

Занятия с ребенком по развитию мелкой моторики: приемы и пособия (с фото)


Проводя занятия с ребенком по развитию мелкой моторики дома, можно использовать некоторые приемы, которые практикуют педагоги в детских дошкольных учреждениях. Ниже перечислены основные из них.

  • Рисование — самый лучший прием в развитии мелкой моторики, о нем мы детально говорили выше, сейчас же рассмотрим другие простые приемы, которые реально воплотить в домашних условиях.
  • Пальчики в бассейн — самый простой прием в развитии мелкой моторики. Возьмите небольшую коробку и насыпьте в нее горох вперемешку с фасолью или чечевицей. Предложите ребенку помочь вам рассортировать бобы по двум горкам. Со временем можно усложнить задание: насыпать в коробку гречневую, рисовую, овсяную крупу или пшено и перебрать все по разным мискам. Это упражнение позволяет развивать хватательный навык, тактильное восприятие кончиками пальцев, активизирует мыслительные процессы, учит различать пред’ меты по форме, размерам и даже по текстуре.
  • Массажные перчатки — логопеды называют такое пособие для развития мелкой моторики у детей «щетка Ежик». Обычно подобные перчатки делаются из щеток для расчесывания волос. Необходимо, чтобы площадь щетки была равна размеру ладошки ребенка. Щетка крепится к перчатке либо зубцами внутрь — к ладони, либо наоборот. Есть целый комплекс упражнений с этими перчатками, направленный на расслабление пальцев после длительной работы с карандашом или ручкой: потирание ладошек, массаж пальчиков щеткой, массаж руки соседа, хлопки в ладоши в перчатках и т.д. Такое массажное устройство позволяет активизировать работу кончиков пальцев, наладить хватательный рефлекс и снять накопившуюся усталость с руки ребенка.
  • Гимнастика для пальцев — любые физические пятиминутки между периодами работы с карандашом или ручкой. Все гимнастические упражнения направлены на расслабляющий эффект и выполняются в игровой форме.
  • Шнуровки, застежки, кнопки, молнии. Современные дети поздно учатся завязывать шнурки на ботинках. Многие мамы на замечание воспитателя детском саду разводят руками: «У него вся обувь на липучках». Липучки — это прекрасно, но они пальцам мало помогут. Сделать простой тренажер на шнуровку сможет любая мама. Достаточно в плотном картоне проделать симметричные отверстия. Здорово, если картонка будет по форме напоминать ботинок. Продеваете шнурок — и вместе с ребенком осваиваете шнуровку и завязывание бантов на шнурках.

Такие упражнения активизируют мыслительные процессы, развивают социальные навыки и дают тренировку кончикам пальцев, что благотворно скажется на «становлении» руки при письме.

Посмотрите, как выглядят простейшие пособия для развития мелкой моторики рук у детей на этих фото:

Развивающие игры для развития мелкой моторики рук у детей младшего возраста

Самая первая настольная игра, которую мы помним с детства, — домино. Это не только прекрасная игра для развития мелкой моторики рук у детей, но и отличный тренинг сначала для определения цветов, потом форм, затем на нахождение общего признака. Домино настолько плотно вошло в нашу жизнь, что в некоторых образовательных программах начальной школы принцип домино используют на ранних этапах обучения счету и письму.

Другая не менее интересная и полезная настольная игра — «Эрудит». Мало того, что эта игра – развивающая, она ещё и служит развитию мелкой моторики у детей, ведь чтобы составлять из букв слова и верно располагать их на игровом поле, нужно обладать хорошим хватательным рефлексом и координацией движений. Ну и, конечно, зарабатывая дополнительные очки, ребенок исподволь получает возможность расширить свой словарный запас, учится читать в процессе игры. В «Эрудит» можно играть с ребенком на этапе изучения букв и звуков.

Есть игры-пазлы, собирая которые можно решать задачи, находить необходимое число или отыскивать отличия.

Очень хороши в усвоении понятия формы и размеров игры с фишками разных размеров. Также отличными играми на развитие мелкой моторики рук и познавательных способностей у детей являются карточки с командами на выполнение чередующихся заданий на счет, на знание слов или на логическое мышление.

Увидев в магазине настольную игру с пометкой возраст +, не спешите нести коробку на кассу. Внимательно изучите описание игры; если коробка не запечатана, достаньте правила, перечитайте по пунктам, проверьте наглядные материалы на яркость, четкость изображений.

Очень часто бывает так, что игра, купленная для развития мелкой моторики рук у детей, на которую вы возлагали большие надежды, на самом деле «перемудрила» и себя, и пользователя. К таким «настолкам» интерес теряется очень быстро.

Если вы не знаете, чем завлечь маленького ребенка, используйте фантазию. Например, чтобы выучить с ребенком новые слова, понятия или названия животных, просто распечатайте два раза изображение того, что собираетесь учить. Первую часть оставьте без изменений — это будет шаблон. Вторую часть разрежьте на несколько частей, которые вы будете собирать в цельную картинку, но обязательно проговорите названия всего, что собираете.


Похожие публикации