Занятия по развитию моторики для малышей

Автор статьи
Екатерина Михайловна Пашкина
Главный врач ЦКБ г.Омска
Время на чтение: 5 минут
АА

Последнее обновление статьи: 04.06.2019

Ваш малыш растет и развивается, с каждым днем и месяцем у него появляется все больше навыков и умений, а хаотичные движения его маленьких ручек становятся все более скоординированными и уверенными. Активное развитие мелкой моторики крохи начинается еще до того, как ему исполнится один год. Он учится захватывать игрушки и погремушки, держать соску или бутылочку, брать пальчиками небольшие предметы. Задача родителей как можно чаще проявлять инициативу, придумывая различные занятия для совершенствования мелкой моторики своего чада.


Зачем нужно развивать моторику?

Дело в том, что развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста напрямую связано с формированием их речевых функций. Это обусловлено тем, что в мозгу любого человека, в том числе маленького, области, отвечающие за речь и за движение пальчиков, располагаются очень близко друг от друга и связаны между собой большим количеством нейронных связей. Исходя из этого, чем чаще и активнее вы делаете со своим чадом различные упражнения на повышение ловкости пальцев, тем крепче становятся эти связи, а значит быстрее и правильнее формируется его речь.

Ученые доказали: чем более тонкую работу пальчиками способен выполнять ребенок, тем раньше он научится разговаривать. Зона мозга, отвечающая за эту функцию, связана также с отделами, отвечающими за память, внимание, воображение и координацию, а, следовательно, за общее развитие важных психических функций организма.

развивающие моторику игры

В современном мире вопрос о развитии у детей моторики стоит очень остро и актуально, связано это с образом жизни сегодняшнего подрастающего поколения. Во времена наших прародителей отсутствовала автоматизация процессов, а значит вся домашняя работа делалась вручную. Вспомните как наши бабушки перебирали крупу или бобы, стирали руками белье, шили, вязали, сворачивали нитки в клубок, закручивали болтики или гайки, оттачивая мастерство и сноровку и, без того ловких пальцев. В настоящее время за нас это делают стиральные, швейные и вязальные машины, различные электроинструменты и прочая техника. Поэтому крайне важно начинать специальные занятия в самом раннем детстве. Начиная с простейших упражнений, но постепенно усложняя и расширяя обучающие программы.


Польза развивающих занятий в жизни детей

Кроме положительного влияния таких уроков на психику и речь дошкольника, ловкие и сноровистые пальчики весьма пригодятся в бытовой повседневной жизни. Например, ребенок учится самостоятельно застегивать молнию на одежде, зашнуровывать ботинки, осваивает пуговицы и другие виды застежек. То есть совершенствует навык самообслуживания.

Умение правильно держать в руках карандаш, ручку или кисточку в возрасте 4-5 лет, станет огромным подспорьем в быстром освоении навыка письма и рисования. Зачастую, только отведя сына или дочку в первый класс, родители с удивлением узнают о недостаточно развитой моторике у их чада. Вот тут-то и случаются первые проблемы у начинающего школьника, вместо начертания своих первых палочек и крючочков, и запоминания нового учебного материала он учится правильно держать в пальцах ручку или карандаш. Такая учеба становится для малыша настоящим мучением!

Поэтому начинать тематические уроки с дошкольниками нужно с раннего детства, оптимальным считается возраст 2-х лет, когда кроха уже все понимает и умеет произносить ряд слов, а иногда и предложений. Заниматься развивающей деятельностью нужно регулярно, а не от случая к случаю, лучше, если у вас будет разработана определенная недельная программа и расписан четкий план каждого урока.доски-для-ММ

Особенности, отклонения и нормы формирования моторики у детей 4-5 лет

Разрабатывая план уроков для детей 4-5 лет, необходимо учитывать особенности их развития и умения, которых они достигли к среднему дошкольному возрасту.

  • В этот возрастной период движения детей все больше похожи на движения взрослых;
  • Полученные в возрасте 2-3 лет навыки становятся более отточенными и совершенными;
  • Дети приучаются к порядку и раскладыванию вещей на свои места;
  • При захватывании какого-либо предмета в ход идет не только ладонь, но и пальцы;
  • Ребятишки учатся рисовать круги и другие фигуры, вырезать и клеить аппликации;
  • Умеют раздеваться и одеваться;
  • Движения рук малыша неразрывно связано со зрением и происходят под неустанным зрительным контролем;




Существуют общепринятые нормы развития детей, которые наглядно описывают что должен уметь дошкольник в возрасте 4-5 лет.

  1. Малыш умеет стучать предметом о предмет;
  2. В состоянии зачеркнуть свой же рисунок;
  3. Умеет рисовать вертикальные линии;
  4. Срисовывает различные геометрические фигуры;
  5. Может взять любой, даже очень маленький предмет двумя пальчиками – указательным и большим;
  6. Может нарисовать человечка с ручками и ножками.

Если большая часть навыков из этого перечня не вызывает у крохи каких-либо затруднений, значит, его моторика формируется согласно установленным нормам.

Если же в поведении и умениях ребенка наблюдаются следующие отклонения, задача родителей и педагогов уделять больше времени и внимания соответствующим занятиям.

  • Движение рук не четкие, а больше похоже на хаотичные;
  • Ребенок не умеет/или плохо умеет себя обслуживать: самостоятельно кушать, одеваться и раздеваться, убирать за собой игрушки.
  • Плохо развиты навыки лепки, рисования, конструирования, аппликации;
  • Нет умения держать ложку, карандаш, ножницы.

мелкая моторика

Чтобы выявить описанные выше отклонения, родители могут провести ряд тестов, но за точным заключением, конечно, лучше обратиться к специалисту.

  • Прочтите вместе с малышом какую-нибудь потешку, обыгрывая ее различными жестами, а затем предложите ему повторить их за вами;
  • Попеременно на каждой руке сжимать и разжимать кулачки. То есть, сначала левая ладонь раскрыта, правая сжата, затем нужно медленно поменять положение рук, с точностью до наоборот;
  • Попросите кроху пошагать по столу или полу двумя пальчиками руки, указательным и средним, или загнуть поочередно все пальцы, как бы считая;
  • Попросите его собрать пирамидку или матрешку и следите за правильной последовательностью фигурок или колец;
  • Попросите малыша заштриховать линиями разных направлений любую геометрическую фигуру, проследите, чтобы штриховка не выходила за контур.
  • Предложите ему перерисовать любой несложный рисунок, особенно уделяйте внимание правильной прорисовке мелких деталей.

Попросив сына или дочку выполнить эти несложные задания, родители могут подвести итог. Если в возрасте 3-х лет допустимо правильное выполнения 1/3 части предложенных упражнений, то к 5 годам малыш должен уметь делать около 90% упражнений. Если же его умения не соответствуют нормам, родители и педагоги обязаны больше времени уделять занятиям по развитию моторики.

Развивающие занятия для детей 4-5 лет

По достижению ребенком возраста 3х лет, его постоянными спутниками в играх должны стать различные пазлы, мозаика, конструкторы и шнуровки. Занимаясь с детьми, взрослым надо использовать разнообразные «пальчиковые игры».

Игра «Фонарики»

Взрослый комментирует свои действия и говорит: «Фонарики зажглись», при этом разжимая сжатые в кулаки пальцы. Затем «фонарики гаснут», а рука вновь сжимается в кулак. Ребенок, сидящий напротив, должен повторять движения.

Занятия по развитию моторики для малышей

Эффективной деятельностью, направленной на развитие мелкой моторики, станет лепка из пластилина или отыскивание в тазике с песком или крупой, различных предметов: бусинок, шариков или пуговиц.

Можно предложить чаду выкладывать пуговицы, очерчивая ими контур какого-либо рисунка или нанизывать бусы с большими отверстиями на тонкую веревочку.

Старайтесь уделять занятиям с ребенком как можно больше времени и ваши труды быстро дадут положительные результаты.

Читайте далее:
Visited 13 times, 1 visit(s) today


Рейтинг автора
Автор статьи
Екатерина Михайловна Пашкина
Главный врач Центральной клинической больницы г.Омска Врач-кардиолог высшей квалификации, окончила лечебный факультет Омской государственной медицинской академии в 1995 году. Опыт работы 23 года
Написано статей
71
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Adblock
detector