Развитие ребенка через рисование красками и пластилином

Автор статьи
Екатерина Михайловна Пашкина
Главный врач ЦКБ г.Омска
Время на чтение: 4 минуты
АА

Последнее обновление статьи: 14.05.2019

Роль рисования в художественно-эстетическом и познавательном развитии детей дошкольного возраста настолько высока, чтоб было бы крайне неосмотрительно упустить эту возможность начать прививать малышу основы вкуса и творческого восприятия мира. Проводя развивающие занятия по рисованию, можно использовать не только привычные всем карандаши, краски, мелки и фломастеры, но и такой любимый всеми детьми без исключения материал, как пластилин.

У каждого малыша сильно развито наглядно-образное мышление. Ребенок от двух до шести лет лучше всего запоминает то, что увидит собственными глазами. Причем чем ярче картинка, чем красивее образы на ней — тем лучше будет усвоен материал. Вот почему многие развивающие технологии строятся на наглядности, а учителя начальной школы опираются в работе на наглядный материал.Пальчиковые краски для развития моторики

Умение мыслить абстрактно начинает формироваться у детей с тех пор, как они начинают рисовать. Сначала упор идет на повторение картинки, которую они рисовали с мамой, потом — на повтор картинки со стенда или из альбома товарища. Со временем включается фантазия, и тогда у детей через рисование происходит развитие творческих способностей: появляются необычные картины, фантастические сюжеты и необычные персонажи.

Полученные при рождении задатки человек может развить со временем в способности и талант. Дети как мягкий пластилин, перед ними открыты возможности любого творческого выбора. В развитии дошкольника рисование является одной из ключевых способностей, развивая которую родители и педагоги формируют множество дополнительных умений.


Развитие воображения у дошкольников посредством рисования красками

Первое, что необходимо учитывать при формировании навыков рисования у детей дошкольного возраста, – это развитие мелкой моторики рук. Так как малыш любит познавать мир, то знакомство с красками происходит еще в возрасте 7 — 8 месяцев. Для таких крох разработаны специальные пальчиковые краски, которыми можно не только рисовать: их можно даже попробовать на язык — без неприятных последствий.

Для развития воображения посредством рисования пальчиковые краски можно применять на бумаге. Очень хорошо для этой цели подойдет бумага для рисования в рулонах. Есть пальчиковые краски для рисования на акриловых поверхностях. Ими так весело рисовать в ванной комнате, во время купания малыша!

Но со временем ребенок обязательно захочет попробовать рисовать карандашом или кисточкой. Чтобы не отбить охоту к рисованию, первые карандаши для малыша должны быть с мягким грифелем и удобной для руки формой. Не думайте, что у ребенка сразу получится правильно взять карандаш или кисть. Запаситесь терпением, придумайте игру, покажите, как держать карандаш. Все равно в ближайшие несколько месяцев, а то и лет, правильного захвата карандаша, кисти или ручки от ребенка ждать не приходится. Умение правильно держать карандаш вырабатывается параллельно с развитием мелкой моторики, то есть тренировкой пальцев рук.

Первыми карандашами для развития ребенка через рисование могут стать восковые карандаши или карандаши из мягкой краски. Они оставляют на бумаге яркий след, не требуют дополнительных усилий от детской руки во время рисования и удобны в захвате пальцами.

 

навыки ребенка

Первые мазки по бумаге кисточкой не всегда бывают удачными. Не ругайте ребенка, помогайте и хвалите его за удачу. Кстати, необходимо помнить, что внимание трехлетки еще не может концентрироваться на чем-то одном дольше нескольких минут. Поэтому не удивляйтесь, если ваш ребенок через пару минут замалевывает картинку и выливает воду из специального стакана.

Для того чтобы разнообразить занятия детей рисованием для общего развития на ранних этапах обучения, используйте приговорки, похвалы, придумайте интересный сюжет, сочините сказку про цвета красок. Каждые несколько минут меняйте вид деятельности. Сначала — смешайте краски, потом раскрасьте вместе с ребенком пару деталей, помойте кисточки, рассмотрите ворс. Придумайте сказку про кисточку, но не просто рассказывайте, а играйте.

Одним словом, в ходе развития дошкольников посредством рисования верните свое детство. Не стесняйтесь играть и придумывать, смеяться и дурачиться вместе с детьми.


Упражнения для развития навыков рисования пластилином в раннем возрасте

plastelinovyie risunki

Один из удачных способов занять ребенка — посадить его рисовать пластилиновые рисунки. Что это такое, спросите вы? Это картины, которые можно создать, не прибегая к помощи красок и кисти.

Если ребенок старше трех лет, то вы смело можете выполнять упражнения с пластилином для развития навыков рисования, ведь для лепки животных, цветов или других фигурок малышу может не хватить сноровки или усидчивости, а для создания пластилиновых рисунков потребуется совсем немного времени, чуть-чуть терпения и море фантазии.

Создавая картину из пластилина, ваш ребенок осваивает технику размазывания катышков пластилина по листу. Маленькому ребенку сложно накатать достаточное количество шаров-заготовок, в этом вы можете ему помочь.

Пластилин размазывается по листу бумаги, матового картона, по бархатной цветной бумаге или же по тканевой основе. Каждый новый цвет наслаивается на предыдущий, придавая этим рельеф и объемность будущему пластилиновому рисунку.

Для развития навыков рисования в раннем возрасте на первых порах маленькому ребенку необходимо будет помочь: показать, как правильно размазывать пластилин, чтобы на рисунке не оставалось бугров, как крепить детали или смешивать цвета для картины.

Например, мы решили изобразить снеговика и синее небо с луной. Для этого необходимо сделать заготовки и положить лист бумаги на стол. Каждый шар заготовки не больше 10 мм в диаметре. Можно привлечь малыша вам на помощь. На дощечке для лепки выложите куски пластилина нужного цвета. Вооружитесь стеком и разделите пластилин на детали.

lepka

Теперь возьмите кусочек и сожмите его в кулаке. Помогите сжать пластилин ребенку. Покажите, как катать шар-заготовку между ладоней. Ребенку понравится этот процесс, в котором он будет чувствовать себя полноценным участником и развивать мелкую моторику рук. Как только шарик в ваших руках станет мягким и пластичным, отложите его и возьмите на обработку следующий кусок пластилина.

Готовые шарики разложите на листе бумаги. Запомните их расположение. Первый шар размазывайте с ребенком вместе. Зафиксируйте его указательный палец и покажите, каким движением наносится пластилиновая картина. Сначала под давлением его пальчика получится пластилиновая лепешка. Теперь нужно размазать по краям и растянуть от середины.

Если при раннем развитии навыков рисования ваш ребенок проявляет чудеса самостоятельности, но у него мало что получается без подсказки — не беда. Предложите ему сыграть в игру «Отражение». На этот случай у вас должен быть приготовлен свой лист бумаги с пластилиновыми шариками. Предложите ребенку повторять за вами и раздавливайте, растягивайте, разминайте пластилин по всей поверхности листа.

В первый раз у малыша может получиться не все. Образуются бумажные пустоты между цветными пластилиновыми рисунками. На его картине могут появиться бугры или неровности. Это не беда. Предложите пофантазировать и исправить недочеты.

Развивающие занятия для детей по рисованию пластилином

Приступая к развивающим занятиям по рисованию пластилином, нужно показать ребенку, как наносится рисунок.

Первым на лист картона, бумаги или холста наносится фон, или основа для дальнейшего творчества. Если речь идет о снеговике и ночном небе, то в основу пойдет синий цвет пластилина. Старайтесь растянуть его по листу равномерно: где-то пригладьте, где-то натяните. Нанести основу для пластилиновой картины особого труда не составляет. Развитие дошкольников через рисование должно проходить весело, перемежая труд веселыми песенками, шутками и загадками.

снеговик из пластилина

Следующий этап в нашей картине — белый снеговик. Для него у нас тоже есть заготовка. Помогите ребенку ее расплющить так, чтобы получился круг. Если хотите, чтобы снеговик был объемным — не растягивайте весь пластилин, прижмите по краям и слегка разгладьте. То же самое касается и остальных частей его тела.

Первый пластилиновый рисунок можно сделать по всем правилам, соблюдая границы и правила нанесения пластилина на бумагу. Затем в ходе познавательного развития ребенка посредством рисования можно фантазировать. Картины из пластилина могут быть рельефными (придаем текстуру с помощью стека), гладкими (все слои размазаны и соединены вместе, как настоящая картина). Рисунки из пластилина можно наносить на заранее напечатанный шаблон. Можно выделять части тела, части сюжета так, чтобы они выступали из композиции.

Перед началом работы с пластилиновыми рисунками следует застелить стол клеенкой, удобно расположить все требующиеся детали и обратить внимание на готовность ребенка к работе. Он должен быть одет в клеенчатый халат и нарукавники. На столе располагаем только основу для картины и заготовки шариков из пластилина.

Первое правило работы с пластилином: руки должны быть вымыты. Начиная обучение рисованию пластилином, следите, чтобы рука ребенка действовала правильно. Первым в работу включается указательный палец правой руки. Он должен быть максимально напряжен, но не загнут наружу или внутрь.

Давить на пластилин следует подушечкой пальца, не допуская соприкосновения ногтей с пластилином. В процессе лепки к работе указательного пальца присоединятся все остальные. По мере развития навыков рисования пластилином у ребенка вырабатывается умение самостоятельно раскатывать заготовки, размазывать шарики, растягивать фигуры на холсте — и так далее.

Пластилиновые рисунки не только интересно рисовать. Ими интересно украшать дом, дополняя интерьер каждой комнаты. Натюрморт с яблоками — отличное решение для кухни. Высокие горы с парящим в небесах орлом — картина для зала.

Посмотрите на фото, какие занятия можно поводить с детьми дошкольного возраста для развития навыков рисования:

devochka lepit is plastilina

lepka

Читайте далее:
Visited 5 times, 1 visit(s) today


Рейтинг автора
Автор статьи
Екатерина Михайловна Пашкина
Главный врач Центральной клинической больницы г.Омска Врач-кардиолог высшей квалификации, окончила лечебный факультет Омской государственной медицинской академии в 1995 году. Опыт работы 23 года
Написано статей
71
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Adblock
detector