Особенности развития детей в 4—5 лет
Последнее обновление статьи: 21.01.2023
Каждому из родителей увидеть своего ребенка успешным, целеустремленным человеком с независимым, и открытым умом, а также развитым эстетическим чувством, добивающегося поставленных целей и справляющегося с возникающими трудностями. Начинать уделять внимание формированию творческих способностей и воображения ребенка нужно как можно раньше – идеальным периодом для такой деятельности, в соответствии с исследованиями педагогов и ученых, считается именно ранний период.
О творчестве
При рассмотрении понятия творчества с точки зрения разных научных течений, можно встретить множество разнообразных определений, которые базируются как на особенностях мыслительных процессов, так и на вопросах аспектов восприятия и обработки информации.
Если говорить проще, то творчеством можно называть любую активную форму самовыражения в процессе осуществления какой-либо деятельности. Это могут быть как привычные виды занятий, таких как живопись, танцы или пение, а также нестандартные виды применения творческих способностей и воображения – например, при занятиях точными науками, химией или кулинарией.
Можно выделить три главные составляющие развития творчества:
- Это должен быть процесс, в результате которого будут созданы уникальные новые образцы чего-либо.
- Обязательное присутствие постоянного стремления к экспериментам – как с возможностями, так и с замыслами, гибкость мировоззрения, готовность к принятию и пониманию новшеств и изменений, и, конечно, стремление к постоянному совершенствованию результата.
- Сам человек должен обладать умением создавать во время своей деятельности что-то абсолютно новое – это может быть и физическое действие, и мыслительный процесс.
Каждый малыш обладает целым рядом способностей, которые становятся результатом формирования таких качеств, как:
- Самостоятельное создание альтернативного решения задачи – вместо того, чтобы искать подходящий вариант среди готовых решений.
- Навыки, приобретенные при решении одной задачи, по собственной инициативе, без сторонних подсказок, активно применяются для решения другой проблемы.
- Свойство детей дошкольного возраста стремиться к постоянному процессу познания.
- Большое количество различных идей возникает в течение небольшого промежутка времени.
- Умение обнаруживать скрытые свойства объекта путем целенаправленного создания определенных условий.
Для того, чтобы помочь формированию творческих способностей и воображения детей, нужно сначала определить текущий уровень их развития, а также направление деятельности, которое подходит для эффективного самовыражения каждого ребенка дошкольного возраста.
Определить эти важные аспекты можно с помощью различных диагностических методов. Популярным остается анализ воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста при помощи их рисунков. Результатом становится определение следующих параметров:
- наличие способностей к верному определению и изображению пространственное положение объекта;
- умение создать определенный сюжет и раскрыть его на рисунке;
- проработка образов, в особенности, степень эмоциональности;
- насколько полным является созданное изображение.
Правильно проведенная диагностика подскажет родителям и педагогам не только на уровень развития творческих способностей и воображения ребенка, но и их особенности, и то, каким образом можно помочь ему в дальнейшем самовыражении.
Как создать необходимые условия
Максимальное раскрытие потенциала ребенка и его успешное продвижение в качестве личности возможно только в том случае, если организованы соответствующие условия. Среди них можно выделить следующие:
- Психологический климат нужно создавать таким образом, чтобы он был уютным и приятным. Сочетание комфортной семейной атмосферы с дружным коллективом в садике или мини — центре очень важно в процессе развития творческих способностей и воображения ребенка.
- Ненавязчивость помощи со стороны взрослых. Если дошкольник в состоянии сообразить сам – не стоит ему подсказывать, чтобы не препятствовать формированию навыков самостоятельного мышления в нестандартных ситуациях. При этом важно предоставлять достаточный объем свободы действий (учитывая его физическое и психическое развитие), однако совершенно отказываться от запретов не следует.
- Свобода выбора деятельности. Если предоставить малышу возможность самому решать, чем ему интересно заняться в данный момент, это поможет выявлению его склонностей. Кроме того, интеллектуальное напряжение, связанное с увлекательным для ребенка занятием меньше его утомляет и приносит больше пользы.
- Физическое развитие. Первым шагом формирования творческих основ личности детей становятся регулярные физические занятия – обычно гимнастику начинают делать с первых месяцев жизни, но по мере роста ребенка не следует от нее отказываться.
- Поставленные задачи требуется постоянно усложнять, при этом их количество будет постепенно расти. Дети среднего дошкольного возраста познают окружающий мир очень активно и интенсивно, а расширение круга интересов и выбора возможных видов деятельности поможет им развиваться максимально успешно.
- Окружающая обстановка. Детей следует окружать предметами, которые будут мотивировать его к нестандартному и уникальному мышлению.
Нюансы формирования мышления
Целый ряд качеств мышления способствует формированию нестандартного мышления детей среднего дошкольного возраста, среди них:
- Возможность отслеживания изменений данного объекта в определенный период времени и использование этого опыта во время своей деятельности в будущем.
- Ассоциативность. Это качество помогает сделать процесс мышления ребенка дошкольного возраста нестандартным и «эластичным». По сути оно представляет собой умение определять сходства и связи между событиями и / или объектами, несопоставимыми на первый взгляд.
- Диалектичность. Это навык выявления внутренних противоречий, препятствующих функционированию системы, с последующей разработкой путей их устранения.
Мама, папа и детское творчество
Мальчик / девочка среднего дошкольного возраста вполне может заниматься увлекательными видами деятельности с родителями.
Начинать совместные занятия можно только после того, как малыш уже научился брать в руки маленькие предметы и способен самостоятельно их удерживать.
Можно выделить целый ряд преимуществ, которые дают занятия, если они проводятся вместе с мамой и / или папой:
- знакомство с понятием «сотрудничество» и его основами;
- члены семьи учатся доверять друг другу;
- осознание малышом себя в качестве полноправного члена общества;
- развивается воображения как у детей, так и у мамы и папы;
- создание благоприятной психологической атмосферы;
- облегчение процесса социализации, что полезно, в особенности, для дошкольного возраста.
6 популярных методов для развития творческих способностей
Оказать помощь дошкольнику в формировании воображения можно с помощью целого комплекса способов, учитывающих особенности, характеризующие психологическое и физическое развитие:
- Сборка детских конструкторов – они должны быть интересными и разнообразными.
- Игры – этот вид деятельности помогает развиваться во всех направлениях: включая психическое, интеллектуальное, социальное, физическое и творческое.
- Чтение сказок, повестей и стихотворений, посещение театров, музеев, выставок и экскурсий – нужно наполнять жизнь ребенка увлекательными и познавательными событиями и обогащать его жизненный опыт.
- Увлечение скульптурой, рисованием.
- Нужно поощрять стремление сочинять – короткие повести, увлекательные рассказы, песни.
- Для детей дошкольного возраста разработан ряд специальных творческих развивающих игр, их также можно применять.
Об упражнениях и играх
Существует большое разнообразие игр и упражнений, направленных на формирование способностей и воображения детей. Не обязательно использовать сразу все – это переутомит детей, в особенности младшего или среднего дошкольного возраста. Достаточно будет выбрать три – четыре наиболее интересных в данный момент, а затем, когда они наскучат, постепенно заменять их новыми.
- «Опиши и расскажи». Понадобятся – несколько кругов разного цвета, а также полоски, имеющие различную длину. Малыш сначала подробно описывает предложенный предмет, выделяет его основные особенности, а потом рассказывает, что именно он ему напоминает.
- «Реальность и фантазии». Этот вид деятельности направлен на развитие умения различать реальность и вымысел, а также способствует формированию воображения. Родители совместно с сыном или дочерью читают какую-либо сказку, после чего вместе пытаются разобрать, что в этой истории могло происходить на самом деле, а что является чистой фантазией.
- «4 цвета». Способствует формированию не только творческих способностей, но и художественного восприятия. Малыш выбирает любые краски – не больше четырех, и создает с их помощью рисунок на бумаге. Затем нужно попросить его описать рисунок и рассказать о значении его отдельных деталей.
- «Образы в танце». Формирует не только эмоциональность и чувство ритма, а также актерские навыки. Вместе с малышом нужно придумать образ (распускающийся цветок, веселый зайчик, морские волны) или эмоцию (радость, огорчение, удивление), включить музыку и предложить ему передать выбранное в танце.
- «Добрая и злая феи». Малышу нужно дать два бумажных листа, на котором будут изображены две одинаковые фигуры (нераскрашенные). Нужно предложить превратить одну из фигур в злую фею, а другую – в добрую с помощью цветных карандашей или фломастеров. Затем можно предложить пофантазировать на тему, что плохого могла сделать злая фея, и какие хорошие дела совершила добрая.
- «Что рассказывает музыка?». Дошкольник закрывает глаза, и ему для прослушивания предлагается какое-нибудь яркое музыкальное произведение – желательно классическое. Это могут быть произведения Шопена, Мусоргского, Вагнера – по выбору родителей или педагога. После прослушивания предлагается описать, что он представлял, когда слушал музыку. Он может либо нарисовать свои фантазии, либо рассказать о них.
Для того, чтобы ребенок имел возможность стать разносторонней успешной личностью, способной находить нестандартный подход к решению поставленных задач и с легкостью преодолевать жизненные трудности, его развитие должно быть комплексным, включающим в себя интеллектуальное, физическое, социальное и другие виды совершенствования.
Читайте далее:
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: