Нормы развития детей старшего дошкольного возраста
Последнее обновление статьи: 23.01.2023
Старший дошкольный возраст — очень важен в развитии малыша. Именно в этот период он совершает большой скачок в физическом и психологическом развитии. Происходит налаживание социальных контактов, расширение границ восприятия, контроль собственного поведения, подготовка к поступлению в школу. Во всех начинаниях ребёнку должны помогать его родители. В их силах создать максимально благоприятные условия для развития малыша как разносторонней личности.
Характеристика развития дошкольников
Старший дошкольный возраст длится с 5 до 7 лет. Этот период характеризуется перестройкой всех систем организма: нервной, эндокринной, опорно-двигательной и сердечно-сосудистой. Подросший малыш способен выдерживать интенсивные умственные и физические нагрузки. Это этап формирования готовности учиться новому в школе.
Ребёнок начинает лучше ориентироваться в окружающем мире. Он различает объекты живой и неживой природы, осознаёт связь между животными и средой обитания. У малыша закладываются морально-этические нормы, появляется собственное мировоззрение, происходит развитие мыслительных операций. Особенность этого возраста мнение ребёнка о том, что весь окружающий мир – творение человеческих рук.
Если в возрасте 4-5 лет дети действуют под воздействием импульсивных эмоций, то в 5-7 лет поступки становятся обдуманными. Ребёнок начинает контролировать своё поведение, свои эмоции. У него возникает чувство долга.
Основные проблемы, влияющие на полноценное интеллектуальное развитие дошкольников
Прогресс в развитие ребёнка основывается на удовлетворении трёх главных потребностей:
- движения;
- общения;
- впечатления.
Ребёнок 5-7 лет должен каждый день активно двигаться, регулярно общаться с одногодками и взрослыми, получать массу свежих впечатлений. Только так он будет изучать окружающий мир не пассивно, а в форме активного восприятия.
Малышу требуется постоянно постигать новое. Эта жажда знаний приводит к желанию обучаться в школе.
Бывают ситуации, когда возникают психологические проблемы, тормозящие интеллектуальное развитие. К ним относятся:
- Личные проблемы, связанные с эмоциями (страх, агрессия, повышенная тревожность).
- Проблемы интеллектуального развития (невнимательность, неспособность понять изучаемую информацию).
- Поведенческие проблемы (враждебность, враньё, дерзость).
- Социальные проблемы (обидчивость, необоснованные лидерские стремления, неспособность вписаться в коллектив).
Чтобы не тормозить дальнейшее интеллектуальное развитие, необходимо вовремя выявить возникновение этих проблем и заняться их решением. Иногда для этого всего лишь нужна помощь близкого взрослого человека, порой же необходимо обратиться к специалисту (психологу).
Условия для интеллектуального развития дошкольников
Интеллектуальное развитие ребёнка крайне важно для его понимания взрослого мира. Если школьники познают окружающую действительность на занятиях, то дошкольники — в повседневной жизни: в процессе игры, труда, общении с взрослыми и другими малышами.
Обязательность развития мыслительных операций объясняется необходимостью подготовки к поступлению в школу, где детям с 1 класса будет предложена сложная программа (особенно в гимназии или лицее с углублённым изучением отдельных предметов). Чтобы у ребёнка не возникли проблемы с успеваемостью, необходимо развивать логическое мышление.
Условия для интеллектуального развития малыша должны быть созданы совместными усилиями родителей и воспитателей в детском дошкольном учреждении.
Каждое общение ребёнка с родителями должно расширять его знания об окружающем мире. Мама и папа должны уделять вопросу интеллектуального развития своего чада повышенное внимание. Любое занятие с малышом (прогулка, спортивная деятельность и т.п.) может нести в себе образовательную нагрузку. Так с родителями можно смотреть познавательные фильмы о растительном и животном мире, посещать музеи и выставки. И маме, и папе, и ребёнку должно быть интересно проводить время вместе с пользой.
Для развития воображения, познания и мышления малыша, используются разные игровые формы. Ему интересно и полезно изучить всё многообразие природы — звуков, цветов, запахов.
При помощи игры можно развивать память, речь, формировать исторические, математические и географические представления о мире.
Можно предложить ребёнку и его друзьям сыграть в одну простую и интересную игру, которая называется «Чёрное и белое». В этой игре происходит диалог между ведущим и каждым из детей по очереди про покупку продуктов или вещей в магазине, при этом дети не должны говорить «да» и «нет», называть «чёрное» и «белое». Кто проиграл и сказал запретное слово, тот сам становится ведущим. Подобные словесные игры развивают речевые навыки, быстроту реакции, сообразительность и внимательность. А играть в них можно и в помещении, и на природе.
Дошкольников старшего возраста необходимо водить в различные кружки и секции, где они будут развиваться разносторонне, однако родители должны активно участвовать в развитии малыша и быть для него основным авторитетным источником информации об окружающем мире.
В совершенствовании интеллекта основополагающим является чтение. Нельзя заставлять ребёнка читать силой, нужно привить ему интерес к этому занятию. То же самое относится ко всей другой познавательной деятельности. Малыша нужно отдавать в те кружки и дошкольные учебные заведения, в которых воспитатели не механически подают материал, а стараются заинтересовать детей, используют наглядность во время уроков, интерактивность, учитывая возрастные особенности воспитываемых. В процессе своих уроков воспитатели детских дошкольных учреждений должны предлагать детям задачи, головоломки, работу с обычной и цветной бумагой (рисование, вырезание, создание фигурок — оригами), лепку из пластилина, моделирование. Важно понимание того, что ребёнок изучает всё вокруг не с теоретической точки зрения, а при помощи практических действий.
Основной способ развить у ребёнка интерес к чему-либо, это показать заинтересованность на личном примере. Если родители не посещают музеев, а обычно сидят дома, смотрят сериалы по телевизору и часто проводят время в интернете, то и у ребёнка не появится желание быть ближе к природе и посещать различные познавательные заведения.
Детский интеллект пластичен, что подтверждается на практике: дошкольники способны учить иностранные языки быстрее, чем взрослые люди. Важно вовремя воспользоваться преимуществами быстрого восприятия дошкольниками информации, которую малыши впитывают в себя, как губки.
Родители должны постоянно поддерживать контакт с ребёнком, находить с ним вместе ответы на все вопросы. В этот период важно заниматься чтением книг и заучиванием стихов. Дети быстро запоминают то, что проговаривают вслух.
Необходимо поощрять желание ребёнка к исследовательской деятельности, создавать все необходимые условия для этого. Ничего нет страшного в том, что он будет разбирать какую-то вещь, чтобы узнать, что у неё внутри, поднимать на улице предмет, чтобы детальнее его рассмотреть. Если родитель будет каждый раз его одёргивать, то любая познавательная активность сойдёт на нет. При этом ребёнку необходимо прививать социальные нормы, чтобы он мог взаимодействовать с другими людьми, находил общий язык со сверстниками, проявлял уважение к старшим, помогал младшим и никогда не брал чужие вещи без спроса.
Вот несколько примеров:
- Вырезание различных фигур из бумаги. Так можно понять, как малыш справляется с практическими действиями. Он должен стараться максимально точно вырезать изображённые формы.
- Поиск недостающего элемента. Для этого в ряд раскладываются изображения различных предметов с недостающими частями. Рядом раскладываю изображения этих недостающих частей. Ребёнок должен как можно быстрее собрать все предметы воедино.
- Выявление лишнего. Раскладывают несколько предметов, объединённых общим смыслом. Один из предметов должен выбиваться из логической цепочки. Ребёнок должен быстро найти его.
Эти тесты и подобные им, хотя и позволяют сделать выводы об уровне развития интеллекта и развитии мыслительных операций, но являются универсальными и не учитывают особенности индивидуального развития.
Дети — подвижные и отзывчивые натуры живо откликаются на различную деятельность и самодеятельность. Именно самостоятельная деятельность является одним из основных элементов развития интеллекта.
Условия развития самостоятельности
Самостоятельность — полезное качество, которое необходимо в жизни каждого человека. Ребёнка необходимо учить быть самостоятельным с детства. Многие мамы часто всё делают за своего малыша. Из-за того, что не верят в его силы, переживают за него, пытаются облегчить ему жизнь или просто из-за отсутствия времени или желания переделывать то, что может у него не получиться. Вне зависимости от своих мотивов, такие мамы тормозят разностороннее развитие личности ребёнка.
С каждым годом дети стремятся стать более самостоятельными и независимыми. В разумных пределах это стремление необходимо поддерживать, поощрять.
Родители должны создавать условия для развития малыша как самостоятельной личности. Жизнь многообразна и в большинстве случаев она требует не шаблонного подхода в решении тех или иных проблем, а творческого. Ребёнок должен быть подготовлен к условиям жизнедеятельности в современном обществе, уметь сам находить выход из различных жизненных ситуаций.
Дошкольники не должны пассивно созерцать окружающую их действительность, а активно её изменять, проявлять инициативу.
Уровень самостоятельности малыша повышается с процессом его взросления. Если показатели самостоятельности ребёнка 2-3 лет от роду — это умения пользоваться ложкой и вилкой, аккуратно есть и пить, снимать и одевать одежду без вмешательства со стороны взрослых, то для характеристики самостоятельности детей постарше предъявляются более сложные требования. Дети старшего возраста и в физическом, и в умственном плане развиты намного сильнее, чем в 2-3 года. Вместе с общим развитием развивается и самостоятельность.
Этапы
Развитие самостоятельности делят на 3 этапа:
- 1 этап. Ребёнок в привычных условиях поступает так, как его приучили взрослые, но без их помощи и без их напоминания. Например, малыш благодарит за подарки, убирает за собой грязную посуду со стола, протирает пыль раз в несколько дней, моет руки, прежде чем сесть за стол.
- 2 этап. Малыш совершает знакомые ему поступки, но уже в непривычных для него обстоятельствах (например, убирает за собой посуду в гостях).
- 3 этап. Ребёнок находится в незнакомой ему ситуации и самостоятельно совершает какие-то поступки, но на основе тех правил, к которым он приучен.
Важнейшим условием развития самостоятельности является совместная деятельность с малышами своего возраста. Ребёнок должен научиться анализировать поступки и возможности не только свои, но и своих друзей. Так он сможет самоутвердиться в коллективе, занять в нём своё место.
Самостоятельность должна развиваться вместе с нравственностью, чтобы ребёнок не подавлял инициативу ровесников, учитывал интересы своих менее самостоятельных друзей, оказывал им помощь, желал и умел научить их тому, что он знает сам. Взрослым необходимо обсуждать с детьми достоинства, хорошие и плохие поступки других людей, давать им оценку с точки зрения норм нравственности.
В развитии самостоятельности большую роль играют сюжетно-ролевые игры. В них дети представляют себя взрослыми и обыгрывают серьёзную ситуацию с жизненными проблемами, замещая реальные объекты игрушками. Такие игры не только развивают самостоятельность, но повышают социальную адаптацию. Дети играют в докторов, парикмахеров, поваров, строителей и т.п. в таких играх дети коллективно воссоздают общую картину человеческого труда и взаимоотношений между людьми в различных жизненных ситуациях. Это развивает фантазию, мышление и воображение. В игре дети применяют весь свой жизненный опыт, по максимуму используют накопленные знания и навыки.
Для развития самостоятельности необходимо повышать дисциплинированность. Малыш должен до автоматизма довести приобретённые навыки самообслуживания. Он должен следить за своим внешним видом, приводить в порядок свою одежду и комнату, в которой живёт, без ежедневного напоминания со стороны родителей.
Можно сделать вывод, что основы самостоятельности формируются под контролем взрослых при подчинении их требованиям. В дальнейшем, когда ребёнок усваивает то, чему его учат родители, им необходимо поверить в его силы и не подавлять его инициативу, чтобы он смог самостоятельно применять полученные знания и навыки в новых жизненных ситуациях.
Особенности развития мыслительных операций дошкольников
Дети этого возраста отличаются глобальностью и неделимостью мышления. Они воспринимают предметы в целом, не расчленяя их, не выделяя отдельно существенные и несущественные признаки.
Дошкольникам свойствен эгоцентризм, когда они рассматривают все ситуации только лишь со своей субъективной точки зрения. Они не способны поставить себя на место другого человека и рассмотреть одну и ту же ситуацию с разных сторон. Точка зрения эгоцентричного малыша является абсолютной.
Чтобы избавиться от эгоцентризма, необходимо общаться с другими индивидуумами, высказывая своё личное мнение и выслушивая чужую точку зрения. Ребёнок не может на равных общаться с взрослым, тот будет давить авторитетом, а малыш начнёт подражать ему. Продуктивное общение в данном случае должно осуществляться с другими детьми.
Дети верят в реальное существование таких психических явлений, как мысли и сны. По их мнению события сновидений развёртываются ночью прямо в их комнате. Кроме того, они наделяют сознанием все движущиеся явления – ветер, солнце, тучи, реки.
Родители и воспитатели в детских дошкольных учреждениях должны обучить детей ряду мыслительных операций, которые однозначно пригодятся в школе.
Малыш старшего дошкольного возраста должен научиться:
- Анализировать, то есть рассматривать какой-то объект, концентрируясь на его отдельных сторонах, свойствах, составляющих частях;
- Синтезировать, то есть объединять ранее разрозненные понятия или вещи в единое целое.
Для развития таких мыслительных операций, как анализ и синтез необходимо предлагать малышу задания на выбор предметов из группы по одному или нескольким определённым признакам.
- Сравнивать – обнаруживать между предметами схожие и различные черты или свойства. Ребёнку требуется концентрироваться на определённых признаках предмета и абстрагироваться от других. Сначала малышу предлагают сравнить два объекта, а потом уже группы объектов. Детям проще найти различия, чем что-то общее.
- Классифицировать – разделять множество предметов на группы по определённым признакам. Можно классифицировать по размеру (крупные и мелкие), по назначению (ложки и стаканы, одежда и обувь), по цвету, форме, остальным признаками и другим разным основаниям: например, кто из животных на рисунке умеет бегать, а кто – плавать, или что из разложенных объектов является съедобным, а что – несъедобным.
- Обобщать – выражать вербально результаты сравнения. При этом выделяются и фиксируются общие особенности нескольких объектов.
Для развития наглядно-действенного мышления, необходимо собирать с ребёнком картинки-пазлы, детали различных конструкторов (Лего), кубик Рубика, головоломки из сцепленных вместе колец и т.п.
Чтобы определить, на развитие каких мыслительных операций придётся сделать акцент, проводится изучение индивидуальных особенностей логического мышления. Так, например, для диагностики способности к классификации, можно устроить несложное задание. Перед каждым ребёнком вразброс выкладывается 21 карточка с картинками, изображения на которых соответствуют группам «Цветы», «Животные», «Овощи», «Транспорт». Детей просят разложить все картинки по 4 группам и назвать каждую группу одним словом, чтобы определить, осознаёт ли ребёнок, что именно он делает.
По результатам подобных упражнений можно не только увидеть уровень развития конкретных мыслительных операций, но и проанализировать ошибки детей, которые возможно связаны не только с недостаточно развитой логикой, но и с нехваткой данных об отдельных объектах.
Основные направления мыслительных операций дошкольников:
- Ознакомление с признаками разных предметов. Посредством заданий и упражнений в игровой форме необходимо научить описывать разнообразные свойства предметов, различать их (форму, расцветку, размеры), находить предметы по признакам, заданным педагогом. Важным является ознакомление со способом применения в быту того или иного предмета.
- Обучение сравнению предметов: поиску их общих и различных признаков.
- Обучение классификации и обобщению.
- Ознакомление с антонимами, то есть понятиями, противоположными по значению.
- Обучение пониманию количественного и качественного соотношения предметов.
- Обучение ориентации во времени (понятиям «вчера», «сегодня», «завтра», «позже», «до», «после», «потом» и т.п.).
- Обучение установлению последовательности событий.
Развитие мыслительных операций приводит к появлению такого важного элемента мышления, как умозаключение. В будущем ребёнок, опираясь на факты, сможет делать выводы, доказывать свою точку зрения, приводя веские аргументы.
Таким образом, в период подготовки к школе ребёнок должен узнать много нового об окружающем мире, о своём месте в этой жизни, должен научиться самостоятельности и принятому поведению в обществе, развить интеллектуальные способности. Во всех этих процессах обязаны участвовать родители, создавая благоприятные условия для личностного роста маленького человека.
Читайте далее:
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: