Советы по развитию ребёнка в 3—4 года

Автор статьи
Екатерина Ракитина
Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия
Время на чтение: 5 минут
АА

Последнее обновление статьи: 22.01.2023

Возраст 3-х лет характеризуется высокой познавательной активностью ребенка, стремлением изучать предметы и их свойства. Дети уже многое умеют делать и стремятся к самостоятельности. Формируется связная речь и логическое мышление. Внимание становится более устойчивым, повышается способность ребенка концентрироваться на одном занятии. Дети подолгу и увлеченно играют в любимые игры, рассматривают картинки и интересуются всем, что происходит вокруг.



Физическое развитие

В 3 года у ребенка уже хорошо развиты двигательные навыки и координация движений. Малыши хорошо бегают, прыгают, танцуют. Могут одновременно совершать разные движения руками и ногами, например, хлопать в ладошки и топать ножками. Хорошо кидают и ловят мяч, катаются на трехколесном велосипеде и самокате, умеют ходить на цыпочках и перепрыгивать через небольшое препятствие.

Упражнения и игры

Очень полезны для малышей 3-х лет игры, развивающие гибкость, ловкость, координацию движений, силу. Это могут быть:

  • игры с мячом;
  • катание на велосипеде и самокате;
  • танцы.
Практически все дети с раннего детства любят танцевать. Танец – это отличное средство физического развития ребенка. Увлекательное, веселое занятие, которое способствует формированию правильной походки и осанки, координации движений, чувства ритма и эстетического вкуса, поднимает настроение и приносит малышам массу положительных эмоций.

Маленьким детям понравится игра «Попади в корзинку». Для нее вам понадобятся несколько небольших мячиков и крупная корзина. Вместо корзины можно использовать таз или коробку. Цель игры – забросить мячик в корзину. В начале игры расстояние между ребенком и корзиной должно быть небольшим – не более 60-ти см, постепенно расстояние можно увеличивать.

Практическое развитие

Целью практического развития ребенка является обучение его бытовым навыкам и приучение к самостоятельности. Это особенно важно для детей, которые начинают посещать детский сад. К возрасту 3-х лет большинство малышей уже умеют аккуратно кушать ложкой, мыть руки после прогулок и перед едой, чистят зубки и умываются, пытаются самостоятельно одеваться и раздеваться, убирают за собой игрушки.

красивая детская улыбка

Для развития практических навыков можно с раннего возраста вовлекать ребенка в повседневные домашние дела – вместе поливать цветы, подметать пол, заправлять кровать и т.д. Это поможет ребенку почувствовать себя значимым и самостоятельным.

Игры и упражнения

  • Домашний огород. Вместе с ребенком устройте у себя на подоконнике или на балконе маленький огород – посадите лук или комнатные декоративные растения, наблюдайте за их ростом и развивайте у ребенка привычку заботиться о них.
  • Мытье посуды. Можете доверить крохе помыть пластиковую чашечку или тарелку. Для начала покажите, как это делается, а в процессе подсказывайте и направляйте. Обязательно похвалите малыша за проделанную работу.

Социальное развитие

В возрасте трех лет у ребенка возрастает потребность в общении и совместных играх с другими детьми. Ребята учатся взаимодействовать, дружить. Большое значение в этот период имеют ролевые игры, в процессе которых малыши примеряют на себя разные роли, учатся делиться игрушками, договариваться и сотрудничать. Задача родителей помогать малышу решать спорные вопросы и учить вежливому общению.

Речевое развитие

К возрасту 3-х лет словарный запас детей составляет около 1000 слов, преобладающими из них являются глаголы и существительные. Начинают появляться прилагательные, числительные, местоимения (он, она, мы). Если раньше ребенок использовал в речи преимущественно качественные прилагательные (теплый, мягкий, синий), то теперь появляются и притяжательные, такие как тетина, дядина, кошкин. Речь становится связной, грамматически правильной и эмоционально окрашенной. Предложения состоят из 3-4 слов.

Развитие речи детей 3-х лет должно быть направлено на формирование звуковой культуры речи, ее правильной грамматической и лексической структуры.

Игры и упражнения

  • назови признаки предмета – мяч круглый, зеленый, большой;
  • подбери действие к предметам – машинка едет, зайчик прыгает, корабль плывет;
  • рассмотри картинку и составь небольшой рассказ о том, что на ней изображено (с помощью взрослого).

Дети в возрасте 3-х лет еще не могут связывать предложения в текст, поэтому начало фразы и связки между предложениями говорит взрослый, а окончание договаривает ребенок. В повседневном общении с ребенком старайтесь больше рассказывать ему обо всем, что вас окружает, обращать внимание на мелкие детали. Учите малыша правильно употреблять различные предлоги (в, на, из) и правильные окончания в словах, рассматривайте картинки в книжках, комментируйте все, что видите и спрашивайте ребенка о том, что видит он. Играйте в сюжетно-ролевые игры разной тематики – в магазин, школу, парикмахерскую, ремонтную мастерскую. Развивайте диалоговую речь. Уделяйте внимание мелкой моторике – она тесно связана с развитием речи.

Занятия, направленные на развитие речи ребенка в 3 года, должны проходить исключительно в игровой форме, быть увлекательными и интересными.

Математическое развитие

В 3 года дети знакомятся с цифрами, фигурами, понятием величины и количества. Многие из детей уже умеют считать до 5, различают понятия «один» и «много», «большой» и «маленький». В данный период для ребенка важно усвоить образ количества и соответствующую ему цифру.

Игры и упражнения

  • найди на рисунке самый маленький и самый большой предмет;
  • посчитай количество предметов и найди соответствующую ему цифру;
  • посчитай только мячики или цветочки;
  • определи на картинке круг, треугольник и квадрат;
  • сравни предметы по размеру, форме и цвету.

Для игр можно использовать счетные палочки, карточки с изображением цифр, вкладыши в форме различных геометрических фигур, сортеры, кубики. Знакомить ребенка 3-х лет с понятием количества можно и в повседневной жизни – считать вместе яблоки, конфеты, кубики, карандаши и т.д. Так процесс освоения элементарных математических понятий и действий будет проходить естественно и непринужденно.

Окружающий мир

В 3 года дети знают некоторых домашних и диких животных и звуки, которые они издают, могут назвать несколько насекомых, птиц и рыб. Знают и умеют определять время суток, знакомы с явлениями природы.

Игры и упражнения

  • спросите, какая погода за окном – дождь, снег, солнце и т.д.;
  • попросите из предложенных предметов выбрать фрукты или овощи;
  • рассматривайте вместе с ребенком картинки с различными цветами, деревьями, ягодами;
  • рассказывайте малышу, из какого материала сделан тот или иной предмет – банка из стекла – стеклянная; кубик из дерева – деревянный; мяч из резины – резиновый;
  • с помощью игрушек или карточек изучайте виды транспорта – машины, автобусы, трамваи и т.д.

девочка играет на природе

Расширять знания ребенка об окружающем мире можно дома, на прогулке и в поездках. Гуляя в парке, рассказывайте малышу о деревьях и цветах, об их строении – показывайте и называйте ветки, ствол, листья у дерева, стебель, лепестки, листочки – у цветов. Больше общайтесь с малышом, старайтесь понятным языком отвечать на все интересующие его вопросы или ищите ответы вместе с ним.

Для занятий можно использовать муляжи фруктов, овощей, ягод и других продуктов. Такие игрушки позволяют ребенку лучше понять форму, фактуру и размеры настоящих овощей или фруктов, особенно, если какие-то из них малыш видел только на картинках. Для знакомства с фауной можно использовать фигурки домашних и диких животных и их детенышей. Полезными будут плакаты с разными птицами, рыбами, насекомыми, растениями.

Творческое развитие

Творческие занятия очень полезны для детей раннего возраста. Они развивают художественный вкус, воображение и фантазию, играют важную роль в развитии мелкой моторики и усидчивости. В возрасте 3-х лет дети с удовольствием рисуют карандашами и красками, лепят из пластилина и вместе с родителями делают поделки и аппликации. Могут нарисовать солнышко, облачко, человека, а также простые геометрические фигуры. Рисуя, малыш знакомится с цветами и формой, осваивает различные техники и материалы.

Игры и упражнения

  • лепка
  • рисование – раскрашивание крупных рисунков, рисование по точкам
  • пазлы и разрезные картинки с крупными фрагментами
  • аппликация
  • поделки с использованием природных материалов

В возрасте 3-х лет малыши пока не очень хорошо контролируют силу нажима, поэтому рисование кисточкой может вызвать у некоторых детей определенные трудности. В таких случаях для занятий можно использовать специальные пальчиковые краски.

Авторские методики раннего развития детей

Среди авторских методик особой популярностью пользуются:

  • методика Марии Монтессори
  • методика Гленна Домана
  • программа Никитиных

Методика Монтессори

Основными принципами системы Монтессори являются свобода и самостоятельность ребенка в определенных границах, естественное психическое, физическое и социальное развитие ребенка.

Ключевые характеристики методики:

  • занятия и игры проходят в разделенном на несколько тематических зон пространстве;
  • группы включают детей разного возраста;
  • ребенок сам определяет, чем он хочет заниматься.

При этом детей приучают к соблюдению определенных правил:

  1. Все, что малыш в состоянии сделать сам, он делает без помощи взрослого.
  2. В комнате для занятий дети должны вести себя тихо, не мешать другим малышам играть и заниматься.
  3. Кто первый взял ту или игрушку, тот и играет с ней. Так в ребенке воспитывается понимание своих и чужих границ.
  4. Игрушки и различные письменные принадлежности, которые использовались в занятиях, ребенок обязан привести в изначальный вид – все помыть и сложить. Таким образом формируется уважение к другим людям.

Правила помогают детям чувствовать себя более уверенно, вносят стабильность в распорядок дня и воспитывают в ребенке уважение к другим малышам и взрослым.


Методика Гленна Домана

Данная программа рассчитана на малышей с самого раннего возраста. Ее суть заключается в том, что ребенку показывают карточку с каким-либо словом и соответствующим ему изображением. Изначально методика была предназначена только для детей с задержкой психического развития, однако вскоре приобрела более широкую популярность.

Советы по развитию ребёнка в 3—4 года

Обучение проходит в игровой форме и длится около 5 секунд. Занятия проводят ежедневно, 3 раза в день. Обязательным условием является хорошее настроение ребенка и родителя (либо другого близкого человека, который занимается обучением). Показывать карточку следует не дольше 3 секунд, чтобы ребенок не потерял интерес к игре. Одну и ту же карточку рекомендуется демонстрировать не более 3-х раз в день. В конце занятия обязательно похвалите малыша за проделанную работу.

Для ребенка это должна быть именно игра, а не занятие, поэтому если вы видите, что интерес потерян, не настаивайте и не принуждайте ребенка, уберите карточки и переключитесь на другую деятельность.

Помимо занятий с карточками, методика Домана включает большой набор физических упражнений, которые также необходимо регулярно выполнять, так как интеллектуальное развитие ребенка тесно связано с его физическим развитием.

Программа Никитиных

Основные принципы системы:

  • свобода выбора занятий;
  • интерес к занятиям и увлечением ребенка, вовлеченность родителя в жизнь ребенка;
  • совместная деятельность;
  • насыщенная обучающими материалами обстановка.

Одним из основных стимулов полноценного раннего развития детей авторы методики считают создание условий для развития их способностей, соответствующих их потребностям и возможностям, но рассчитанные на более старший возраст. Например, ребенок только научился говорить, а среди его игрушек уже есть кубики с буквами и цифрами или азбука. Авторы методики считают, что окружив ребенка игрушками и учебными пособиями, опережающими его развитие, вы стимулируете его познавательную и исследовательскую активность.

В 3 года малыши очень любознательны, они интересуются практическим всем, что происходит вокруг, пытаются понять причины различных явлений и событий. Задача родителей – поддерживать познавательную активность ребенка, развивать интеллектуальные способности и речь. Наилучший способ для этого – активное общение с ребенком в повседневной жизни и вовлеченность в его интересы.

Читайте далее:
Visited 1 times, 1 visit(s) today


Рейтинг автора
Автор статьи
Екатерина Ракитина
Врач акушер-гинеколог, педиатр клиники Dietrich Bonhoeffer Klinikum , г. Нойбранденбург Германия. Мама маленького сына и врач по специальности. В 2011 году окончила Омскую Государственную Медицинскую Академию. Являюсь одним из авторов сайта rebenokrazvit.ru, веду рубрики раздела Ребенок до года
Написано статей
316
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Adblock
detector