Аспекты эмоционального развития дошкольника: воспитываем успешного ребенка
Последнее обновление статьи: 03.06.2024
В дошкольный период происходит интенсивное развитие личности, её физиологических и психологических особенностей. Ребёнок дошкольного возраста полностью открыт для восприятия свежих знаний. Он стремится к познанию окружающей действительности и определению своего места среди других людей. Все мыслительные процессы неотделимы от эмоций, развивать которые самостоятельно малыш не может, в этом ему помогают взрослые. Особенности эмоционального развития дошкольника узнайте в этой статье.
Особенности развития эмоциональной сферы у дошкольников
Для адаптации в любой социальной среде необходимо заниматься эмоциональным развитием. Созданные близкими малыша благоприятные условия позволят ему научиться управлять своими эмоциями, направлять их в нужное русло. Если родители не будут делать акцент на развитии эмоций, у их чада будут проблемы в общении со сверстниками, адаптацией в коллективе, появятся симптомы нарушения психоэмоционального развития:
- тревожность,
- агрессивность,
- враждебная настроенность.
В детских садах часто возникают конфликтные ситуации между детьми, связанные с проявлением агрессии, самоутверждения за счёт других. Конфликты порождают тяжёлые и острые переживания:
- страх,
- обиду,
- злость,
- ненависть,
- бессилие.
Это может оставить психологическую травму на всю жизнь, ребёнок может замкнуться в себе, потерять уверенность в своих силах либо, наоборот, перестанет подчиняться требованию взрослых, начнет ставить под сомнение их авторитет, бунтовать, проявлять строптивость, упрямство и своеволие.
Совместные усилия родителей и воспитателя в дошкольном учреждении направлены на то, чтобы научить ребёнка осознавать свои эмоции, распознавать и управлять ими.
Чтобы рассказать о том, что ребёнок чувствует и испытывает, необходимо владеть эмоциональной лексикой. Правильно разработанная методика позволит сформировать нравственное поведение, научить ребёнка избавляться от ощущения страха, гнева, не выплёскивая его на других.
Необходимо научить малыша выражать свои негативные эмоции в социально-безопасной форме
- мимику,
- жесты,
- позу,
- слова,
- интонацию голоса.
Для полноценного эмоционального развития малыш должен научиться:
- сопереживать, т.е. разделять и воспроизводить переживания других людей;
- сочувствовать – самому переживать эмоциональное состояние другого человека;
- содействовать.
Условия полноценного эмоционального развития
У детей дошкольного возраста эмоциональный мир отличается богатством и разнообразием. Эмоции позволяют глубже осознавать происходящее. Через них происходит выражение отношения к окружающему миру вне зависимости от того, положительные они или отрицательные. В свою очередь, позитивные переживания воодушевляют на творческие успехи.
Начиная с 4-летнего возраста у детей появляется способность сочувствовать выдуманным персонажам книг, фильмов и мультфильмов. Они учатся представлять душевное состояние героев, попадающих в ту или иную ситуацию.
Круг общения
Чтобы малыш мог развивать себя как личность, ему необходимо находиться в постоянном взаимодействии со сверстниками и взрослыми людьми.
Дошкольники старшего возраста придают большое значение дружбе и взаимопомощи. Они поддерживают и защищают своих друзей, считая их поступки правильными, даже если это на самом деле не так.
Читайте также: Развитие общения в старшем дошкольном возрасте как элемент формирования уверенности ребенка
Культурные мероприятия и творчество
Немаловажно для эмоционального развития детей дошкольного возраста являются совместные с родителями культурные мероприятия: посещение различных выставок, музеев, концертов, театров (оперных, балетных, драматических и кукольных). Эстетическое чувство прекрасного формируется с раннего возраста.
Для эмоционального развития применяются такие методы и средства эстетического воспитания:
- прослушивание музыки,
- пение,
- обучение игре на музыкальных инструментах,
- танцы,
- художественное творчество,
- постановка театрализованных выступлений,
- чтение художественной литературы с обязательным разбором прочитанного материала,
- прорисовка иллюстраций к прочитанным произведениям.
Читайте также: Художественно-эстетическое развитие дошкольников — приобщаем детей к прекрасному
Похвала
Нельзя недооценивать важность похвалы. Она влияет на формирование адекватной самооценки маленького человека. Даже если у него что-то не получается или он в чём-то ошибается, важно говорить ему «сможешь», «сумеешь», «получится».
Поддерживайте своего малыша, поощряйте инициативу и хвалите даже за самые маленькие победы — так вы воспитаете уверенного в себе человека, который не боится пробовать что-то новое.
Отношения в семье: как выявить проблему
Особо важным в эмоциональном развитии малыша является психологический климат в семье. У некоторых детей возникают эмоциональные расстройства из-за ситуаций, происходящих дома. Родители могут даже об этом не догадываться.
Диагностировать скрытую проблему поможет методика «Рисунок семьи». Малышу предлагается нарисовать на белом листе бумаги свою семью, не уточняя, что именно вкладывается в понятие «семья». По рисунку порой можно увидеть намного больше, чем ребёнок способен рассказать словами.
Средства эмоционального развития
Средства эмоционального развития включают в себя целый комплекс занятий, в которых проявляются творческие способности:
- рисование,
- лепка из пластилина,
- вырезание из картона или бумаги,
- создание различных поделок.
Так ребёнок развивает самостоятельность, фантазию, воображение, приобретает новые навыки.
Рисование и лепка
Через рисунки дошкольники выражают свои эмоции. Обычно дети рисуют то, что их радует и то, что расстраивает, вызывает страх или тревогу. Часто проецирование объектов страха на рисунке, пусть даже и несуществующих, воображаемых, позволяет бороться с ними. Рисовать можно карандашами, кисточкой, пальцами.
По яркости и строгости линий рисунка можно увидеть отношения малыша к какому-либо событию, происходящему в его жизни.
Хорошо развивает воображение и вызывает целую гамму эмоций лепка из пластилина или теста.
Чтение и обсуждение
С помощью книг и обсуждения прочитанных ситуаций можно научить быть честным, добрым, уверенным и смелым.
Музыкальные занятия
Хороший вариант развития эмоциональной сферы, в том числе эстетического чувства, — музыкальная методика. Музыка используется и для танцев, и как фон во время занятий другими видами творческой деятельности.
В ритмах танцевальных движений проявляется характер детей, раскрываются их мысли, чувства, настроение. Правильно подобранные музыкальные произведения – средства успокоения, расслабления и снятия психологического напряжения, они формируют основы эстетического вкуса малыша.
Читайте также: Развитие музыкального слуха у дошкольников — особенности и советы специалистов
Упражнения для развития и понимания эмоций
Средства тренировки эмоциональной сферы включают в себя различные упражнения. Одно из них выполняется при помощи карточек с фотографиями людей или рисунками животных, на лицах которых изображены различные эмоции (печаль, радость, злость, гнев и т.д.). Малыш должен определить, что это за эмоции и продемонстрировать их на своём лице.
Психогимнастика — эффективная методика, развивающая психическую, физическую и эмоциональную сферы как единое целое. Например, малыш может воплощать образ весёлого зайчика, скачущего по полянке. Он будет улыбаться, прыгать и махать ручками.
Особенности данных упражнений состоят в чередовании плавных и резких движений, медленных и быстрых. Мышцы при этом будут то напрягаться, то расслабляться.
Читайте также: Развитие воображения в дошкольном возрасте — особенности и методы
Забота о животных и растениях
Чтобы научить ребёнка заботится о природе, нужно дать ему возможность ухаживать за растениями и животными. Необходимо показать ему, как прекрасна и, одновременно, хрупка наша природа на примере красивых благоухающих цветов. Необходимо объяснить, как долго нужно ухаживать за растением, чтобы оно расцвело, дало плоды, — а разрушить весь труд можно в одно мгновение.
Ребёнок должен научиться заботиться о братьях наших меньших. Ему необходимо осознать, как зависит жизнь животных от человека, понять, что мы в ответе за тех, кого приучили.
Для этого не обязательно заводить животных дома. Можно кормить уток на пруду, голубей во дворе, подкармливать бездомных собак и кошек. Можно завести дома хомячка, попугая, кошку или собаку и дать малышу возможность не только кормить и гладить животное, но и убирать за ним, купать его, выгуливать. Все эти процедуры развивают самостоятельность и дисциплинированность.
Ухаживая за растениями и животными, малыш должен осознавать важность этого дела, развивать эстетическое отношение к природе, учиться любить её, получать заряд позитивных эмоций.
Игра как способ обучения
Игра — основной вид деятельности каждого ребёнка. Она насыщена эмоциями, действиями и импровизацией. Это средство развития физического, когнитивного и социального состояния. Методика обучения при помощи игр — самая верная и доходчивая.
Для хорошего педагога главное — не добиться конечного результата у всей группы детей, а проводить все занятия так, чтобы они были заинтересованы. Дошкольникам должно быть комфортно и интересно постигать новое.
Чтобы изученный материал прочно усваивался, он должен подаваться и излагаться последовательно, а не хаотично.
Читайте также: Учимся играя — лучшие развивающие занятия для детей в 6 лет
Грамотно построенная методика обучения включает в себя не универсальные занятия, рассчитанные на среднестатистического ребёнка, а индивидуальные, с учётом личных особенностей, чтобы каждый малыш мог почувствовать свою уникальность и развивать свои способности.
Ребёнок должен активно участвовать в своём воспитании. К нему необходимо относиться с уважением, чтобы он не терял чувство собственного достоинства.
Читайте также: Принципы развития детей дошкольного возраста: нормы, особенности и упражнения
Игрушки — важная часть эмоционального развития
Игрушки придуманы взрослыми, чтобы подготовить детей к взрослой жизни и социальным отношениям. Многие даже не подозревают о функциональных назначениях игрушек. По функционалу их можно разделить на группы:
- Образные игрушки — это куклы и мягкие игрушки (обычно зверушки), служащие средством эстетического воспитания. Они помогают снять эмоциональное напряжение, восполнить нехватку любви и внимания со стороны родителей. Именно такие игрушки становятся самыми любимыми. Куклы внешне походят на людей, а плюшевые звери вызывают нежность, их хочется обнимать, прижимать к себе.
- Игрушки-орудия — лопатки, грабли, формочки, ведёрки. Это миниатюрные копии настоящих орудий труда, с помощью которых имитируется трудовая деятельность с природным материалом — песком, водой, камнями.
- Технические — легковые и грузовые машины, самолёты и т.п. Они подталкивают познавательную деятельность, способствуют возникновению технических вопросов (почему колёса двигаются?), развивают мышление.
- Игрушки-самоделки — гордость детей, средство самовыражения.
- Игрушки-забавы — приносят положительные эмоции, вызывают радость и любопытство.
Игрушка — предмет развлечения для малыша, способствующий формированию эстетического вкуса. Она является средством создания различных игровых ситуаций, формирующих фундамент для развития эмоциональной сферы. Теперь вы знаете, что к выбору игрушек надо подходить осознанно.
Волевое развитие в дошкольном возрасте
Воля — это способность сознательно регулировать собственные действия и поведение для преодоления препятствий, возникающих на пути к достижению желаемой цели.
Волевое развитие маленьких детей заключается в переходе от неподвластных (импульсивных) действий к подвластным, контролируемым. Волевой ребёнок владеет своим поведением, умеет планировать, контролировать и достигать намеченной цели.
Волевой малыш должен обладать следующими качествами:
- Дисциплинированность — способность подчинять свои действия общественным нормам.
- Решительность — волевое качество, позволяет в краткие сроки выбрать цели и способы их достижения. Нерешительные люди всё время пересматривают уже принятые решения.
- Смелость — помогает преодолеть страх и растерянность, не пугаться ответственной работы, неудач. При этом смелость подразумевает учёт грозящих опасностей, а не их преуменьшение.
- Настойчивость -позволяет довести до конца начатое.
- Самостоятельность — волевое свойство, позволяющее самому устанавливать цели, без сторонней помощи выбирать пути их достижения. Противоположность самостоятельности — внушаемость, когда дитё легко поддаётся влиянию окружающих, действует согласно чужим советам, руководствуется чужим мнением.
- Инициативность — способность действовать активно, творчески.
- Целеустремлённость — волевое свойство, готовность отдать все силы, чтобы достичь цели. При этом необходимо отбросить всё лишнее, ненужное.
- Самообладание — качество, обратное импульсивности, сдерживающее проявление эмоций.
Такое волевое качество как настойчивость нельзя путать с упрямством. Последнее проявляется в признании только собственного мнения, которое порой бывает ошибочным, и стремлении руководствоваться им во всех своих действиях.
На волевое развитие, как и на нравственное, большое влияние оказывает личный пример взрослого (мамы, папы, воспитателя). Взрослый человек способен вложить в сознание ребёнка ряд правил, ритуалов и моделей поведения, рассказывая реальные ситуации из своей жизни или демонстрируя свою силу воли на практике.
Необходимо дать понять, что во взрослой жизни порой приходится сталкиваться с различными трудностями и необходимо побороть самого себя, чтобы преодолеть их.
Читайте также: Развитие воли и произвольности дошкольника: методы и практические советы
Программа развития эмоционально-волевой сферы
Программа развития эмоционально-волевой сферы дошкольников включает в себя целый комплекс разнообразных игр и упражнений:
- Центральное место в ней занимают ролевые методы. Ребёнок должен взять на себя и сыграть какую-либо роль: героя книги, фильма, человека или животного.
- Коммуникативные игры — совместные игры детей, способствующие социальной адаптации, развитию дружелюбия, сотрудничества, поддержки.
- Для развития воображения используют вербальные и невербальные игры. Первые связаны с придумыванием различных историй, сказок, а вторые — изображение какого-либо существа (возможно мифического) на бумаге.
Различные активные физические («классики», «вышибалы», эстафеты) и умственные (шашки, шахматы, «морской бой», «крестики-нолики») игры косвенно дисциплинируют детей. Чтобы выиграть, приходится запоминать и придерживаться правил игры.
Для заинтересованности участников в победе можно придумать небольшой приз за первое место и выполнение штрафного занятия — за последнее. Наравне с подобными простыми, но полезными играми, любые спортивные занятия тренируют силу воли, выносливость, сосредоточенность и терпение.
Детей необходимо научить преодолевать сравнительно небольшие трудности. В повседневной жизни следует руководствоваться правилом: «Не стоит делать за ребёнка то, что он может выполнить сам»
Чтобы определить, насколько результативна программа, необходимо вести дневник результатов. Пусть он будет понятен малышу. Вместо оценок можно рисовать грустных и весёлых зайчиков или кошечек.
Чтобы способствовать эмоциональному развитию ребёнка, необходимо учитывать всю сложную структуру его эмоциональной сферы:
- Состояния — тревожности, самоуверенности, неуверенности,
- Чувств — познавательных, эстетических, нравственных,
- Эмоций — как положительных (радость, восхищение), так и отрицательных (гнев, презрение, ненависть, раздражение).
Поэтому особенно хорошо, когда развитие происходит не только дома, но и в детском саду, как это происходит, например, в Montessori Hub.
Читайте также: Логическое развитие детей шести лет — залог успешного будущего ребенка
Читайте далее:
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: