Особенности психологического развития у детей 4-х лет

Дети растут очень быстро. Ребёнок, которому исполнилось 4 года, с каждым днём всё больше проявляет свои индивидуальные особенности, самостоятельность и независимость. Он уже долго может играть сам со своими игрушками, стремится попробовать совершить новые действия. Важной частью общего развития ребёнка является развитие его эмоций. Малыш не может самостоятельно осваивать такую часть эмоций, как жесты и мимика. В этом процессе в обязательном порядке должны быть задействованы его родители.


Особенности эмоционального развития детей 4-5 лет

Особенности эмоционального развития ребёнка 4 лет проявляются в том, что импульсивные желания управляют его поведением. Он хочет немедленно получить игрушку, увиденную в руках у другого малыша или на витрине магазина, съесть печенье именно сейчас, а не после обеда. Не получив желаемое, он может закатить истерику.

Ребёнок понемногу учится улавливать настроение других людей. Его необходимо научить не только понимать эти эмоции, но и разделять их: сопереживать и утешать в случаях, когда кто-то грустит или расстроен.

Малыш в 4 года способен:

  • определить настроение человека на рисунке или фотографии;
  • изобразить мимикой определённую эмоцию по просьбе близкого человека;
  • признавать свою вину, просить прощения;
  • пугаться незнакомцев и радоваться, когда приближается знакомый человек.

Кроха в 4 года начинает понимать, что не все его проделки приносят радость. Некоторые из его действий вызывают обиду, раздражение, боль. Иногда он осознанно проверяет это, наблюдая за эмоциями, которые вызовут подобные действия.

Особенности эмоционального развития ребёнка в 5 лет заключаются в способности контролировать свои импульсные желания и выражать словами свои чувства. Дети в 5 лет более терпеливы, чем в 4 года. Если им что-то не нравится, то они рассказывают о своих расстроенных чувствах, а не закатывают истерики. В этом возрасте дети могут начать говорить обидные, плохие слова.


Роль родителей в эмоциональном развитии детей 4-5 лет

Особенности эмоциональной составляющей развития малыша в 4 года зависит от атмосферы, которая сложилась в семье. Если дома царит мир и любовь, а родители и другие родственники проявляют доброжелательность, сопереживание, заботу, уважение друг к другу, то кроха на подсознательном уровне будет поступать так же.

С малышом необходимо постоянно разговаривать о своих чувствах и эмоциях, чтобы он понимал, когда, в какие моменты жизни его родителям грустно или радостно. Нужно спрашивать ребёнка о его ощущениях, чтобы он мог выражать их словами.

девочка рисует

Для эмоционального развития малыша 4-5 лет нужно формировать у него чувство прекрасного, знакомить его с красивыми музыкальными произведениями, картинами великих художников, книгами знаменитых писателей. Ребёнок должен развиваться творчески, чему способствуют занятия рисованием, музыкой, пением и танцами. Часто малыши изображают на рисунках свои эмоции, отношение к чему-либо. Так, например, яркими красками они нарисуют то, что их радует, вызывает позитивные эмоции. То, что вызывает грусть, печаль или страх будет изображено в тёмных тонах резкими линиями. При выборе направления развития крохи, необходимо учитывать его особенности, творческие наклонности, желания.

Немаловажным является выбор фильмов, которые смотрит ребёнок в 4 года. Шедевры кинематографа, предназначенные для детского глаза, не должны нести в себе отрицательный посыл, заставлять испытывать алчность, ненависть, высокомерие. Фильмы должны развивать малыша разносторонне, нести в себе положительные эмоции. С малышом обязательно надо обсуждать увиденные фильмы и прочитанные книги, учить его высказывать свою точку зрения. Пускай он сам объяснит, какие персонажи ведут себя хорошо, а какие — плохо. Он должен научиться понимать, что такое добро и что такое зло.

психика ребенка

Многие родители в процессе воспитания детей 4-5 лет, сталкиваются с проблемой жадности. К щедрости и отзывчивости необходимо приучать и делается это постепенно. Часто ребёнок категорически отказывается поделиться своей игрушкой с другим малышом. Он проявляет чувство собственности, заставлять его отдать игрушку силой — неправильно. Так он будет чувствовать сильную обиду. Лучше отвлечь чем-нибудь другим конфликтующих детей. Зато к следующей их встрече надо предложить малышу подарить какую-нибудь игрушку своему другу. Выбрать игрушку нужно вместе с ребёнком, чтобы она не вызывала у него чувство утраты. Когда ребёнок подарит игрушку другу, ему должно быть это приятно. Он должен понять, что дарение может приносить радость.

Упражнения на психоэмоциональное развитие детей

Программа эмоционального развития строится на игровых упражнениях, которые способны помочь детям разобраться в своих и чужих эмоциях. Программа должна учитывать психологические особенности возраста детей, не должна быть слишком сложной, обязана заинтересовывать. Главным в ней должны быть упражнения на мимику и жесты. Например, детям можно показывать карточки с человеческими эмоциями и просить их воспроизвести у себя на лицах. При индивидуальных занятиях во время тренировки эмоций ребёнка 5-го года жизни нужно попросить улыбнуться (как хитрая лисичка, как ласковое солнышко), нахмуриться (как злой волшебник, как сердитая тучка), испугаться (как зайчик, встретивший волка), устать (как папа после работы) и т.п.

малыш ест клубнику

Очень полезным для психического развития является упражнение «Посмеёмся над страхами». Каждый из детей рассказывает свою жизненную ситуацию, когда ему было страшно, а потом вместе со взрослыми и другими детьми находит что-то смешное в этой ситуации.

Дети живут эмоциями. Всё, что они чувствуют, отражается в их поступках. Малышу важно научиться управлять своими эмоциями и понимать эмоции окружающих. В этом ему должны помочь родители, чтобы из ребёнка не получился чёрствый, эгоистичный и бездушный человек, сконцентрированный лишь на себе и своих чувствах. Главное — терпение и настойчивость.


Похожие публикации