Первые признаки аутизма у детей и причины его возникновения
Последнее обновление статьи: 03.05.2019
Аутизм — это нарушение психики, характеризующееся дефицитом взаимодействия с социумом. Такая особенность считается одной из самых сложных в детской практике. Для родителей очень важно на ранних стадиях распознать аутизм у детей. Признаки заболевания прогрессируют с возрастом, однако мать и отец малыша не всегда обращают на них внимание в ранние годы жизни ребенка.
Характеристика заболевания и причины возникновения
Впервые болезнь была описана доктором Г. Аспергером в 1943 г. Спустя некоторые время одну из разновидностей заболевания назвали его именем — синдром Аспергера. Позже, по мере получения информации о пациентах, дали и определение патологии. Аутизм — психологическое расстройство, на фоне которого у пациента происходит нарушение адаптации в социуме. Ребенок погружается в свой внутренний мир и игнорирует мир внешний. Болезнь не поддается лечению, однако можно помочь малышу стать более социально адаптированным.
Большинство исследователей сошлись во мнении о том, что основные причины аутизма у детей — это нарушение в генетическом аппарате и влияние наследственного фактора. Симптомы заболевания можно обнаружить даже у новорожденных детей и малышей до года. Однако матери часто не обращают на это должного внимания и списывают тревожные признаки на индивидуальные особенности характера ребенка.
Патология чаще всего наблюдается у мальчиков, у девочек заболевание встречается намного реже (в соотношении 4 к 1). Болезнь переходит по аутосомно-рецессивному признаку. Если мать и отец страдают от аутизма, вероятность того, что у них родится здоровый малыш, составляет 25 процентов. Но не только наследственность может повлиять на диагноз. Существуют и другие провоцирующие факторы:
- Инфицирование во время беременности. Заражение плода вирусами или бактериями очень опасно, особенно в первые 8 недель формирования плода.
- Влияние на плод химических токсичных веществ. Такие случаи нередко происходят, если будущая мать работает на промышленном предприятии или вредном производстве.
- Воздействие ионизирующего излучения. Возможно, если беременная женщина трудится на производстве, где есть контакт с инфракрасными лучами или ультразвуком. Это может повлиять на развитие нервной системы ребенка и спровоцировать появление аутизма.
Общая классификация
Заболевание протекает в разных вариантах. Врачи пользуются специальной классификацией для разделения патологии на формы. Болезнь может проявляться в легкой, средней и тяжелой степени. Все зависит от того, насколько выражены неблагоприятные признаки:
- В легкой форме интеллект ребенка-аутиста остается в норме. Эти дети по уровню психического развития никак не отстают от ровесников. Особенности малыша становятся заметны только при внимательном наблюдении. Обычно легкую степень можно диагностировать в трехлетнем возрасте.
- При болезни в средней форме тяжести признаки аутичных черт у ребенка проявляются более выразительно. Наблюдаются нарушения речи и моторики. Двухлетние дети почти не разговаривают. Некоторые могут говорить отдельные фразы или слова, но они полностью лишены смысловой нагрузки и представляют собой только набор слогов.
- При тяжелой форме аутизма происходят сильные нарушения умственной деятельности. Малыш почти не реагирует на внешние раздражители, не отвечает на вопросы окружающих. 2-летние дети по своему развитию соответствуют уровню развития 7-месячного ребенка. Эта степень заболевания имеет не слишком оптимистичный прогноз.
Признаки аутизма у детей
Симптомы болезни многообразны и зависят от возраста. Проявления, характерные для 2-летнего малыша, и признаки аутизма у детей 5 лет заметно отличаются. Однако существуют общие симптомы, которые бывают практически у всех деток-аутистов:
- Проблемы со взаимодействием в социуме.
- Ограниченные интересы и игры.
- Склонность к стереотипиям.
- Нарушения речи.
- То или иное расстройство интеллекта.
- Отсутствие чувства самосохранения.
- Необычная походка и поведение.
Проблемы со взаимодействием в социуме
Это основной признак расстройства аутистического спектра, и он встречается абсолютно во всех случаях. Малыши с этой особенностью погружены в свой внутренний мир и уходят от мира внешнего. Они избегают общения с ровесниками и очень некоммуникабельны.
Первое, на что обращает внимание мама, — младенец почти не просит взять его на руки. Карапузы с аутизмом очень малоподвижны и инертны. Они слабо реагируют на звуки, свет, игрушки, могут крайне редко улыбаться. Оживленность, характерная для всех маленьких детей, у малышей-аутистов отсутствует или проявляется очень слабо. Они не отзываются на свое имя, не реагируют на внешние стимулы, поэтому родители часто начинают подозревать глухоту и обращаются к врачу, специализирующемуся на расстройствах слуха.
На попытку общения малыши реагируют по-разному. Они могут испытывать страх, проявлять агрессию. В список симптомов аутизма у детей до 3 лет и старше входит отсутствие зрительного контакта. Однако у некоторых аутистов этот признак может не проявляться, чаще он встречается при тяжелой степени заболевания.
Считается будто дети с расстройством аутического спектра не могут проявлять эмоции. Это не всегда верно. Многие малыши действительно очень редко улыбаются и имеют слабовыраженную мимику. Но существуют и дети, демонстрирующие эмоции в очень разнообразной, богатой, а иногда и неадекватной форме.
С годами малыши начинают все больше погружаться в свой мир. Матери отмечают, что дети не умеют обращаться за помощью к членам семьи. Малыш не использует слова «возьми» и «дай». Он избегает физического контакта. При просьбе отдать игрушку или какой-либо предмет он не передает его в руки, а кидает. Так ребенок сознательно ставит границу во взаимодействии с другими людьми. Большинство малышей очень не любят, когда их обнимают.
Ярче всего проявляются симптомы детского аутизма в 3 года. Когда малыш идет в садик, становятся очень заметны особенности его поведения. Он может игнорировать сверстников активно или пассивно. В первом случае он проявляет агрессию, прячется или убегает. Во втором — просто не обращает никакого внимания на других детей, как будто бы их нет рядом.
Ограниченные интересы и игры
Двадцать процентов детей с аутизмом игнорируют игровую деятельность. Если малыша и интересуют игры, то он, как правило, уделяет внимание одной конкретной игрушке, любит смотреть один и тот же мультфильм. Малыш играет очень однообразно.
Груднички могут долгое время фокусировать взгляд на предмете, но не тянутся к нему. Дети постарше любят длительно наблюдать за движением автомобилей за окном, лучами солнца в комнате, смотрят одну и ту же передачу десятки раз. Малыши настолько поглощены этим занятием, что производят впечатление отрешенных. Если их отвлечь от дела, они будут выражать негодование.
Детям-аутистам неинтересны игры, которые требуют задействования воображения и фантазии. Девочка не будет переодевать свою куклу, знакомить ее с другими игрушками, купать и прочее. Игра будет заключаться в одном и том же действии, например, расчесывании волос куклы. Если же малыш и совершает несколько действий в своей игре, то всегда в одинаковой последовательности. Девочка может искупать куклу, расчесать ее волосы, а затем переодеть, но всегда только в одном порядке и никак по-другому. Чаще всего малыши любят не играть, а сортировать игрушки по размеру, форме или цвету.
Детей с аутизмом больше привлекают не обычные игрушки, а предметы утвари, например, ложка, ключи. Ребенок выбирает для себя один понравившийся предмет и играет только с ним. Нередко такие игрушки могут быть опасными (например, если малыш играет с вилкой), поэтому родители пытаются отобрать их, что приводит к выплеску негатива со стороны ребенка.
Многие дети любят складывать и сортировать предметы, пересчитывать их. Некоторые малыши-аутисты могут даже иметь любимое хобби, например, коллекционирование марок, машинок. Особенность этого увлечения состоит в том, что ребенка совсем не интересует, что это за марки, кто на них изображен. Ему нравится лишь статистический процесс.
Ребята никого не посвящают в свои игры, даже таких же малышей-аутистов. Иногда их могут привлекать некоторые действия, например, открытие и закрытие крана в ванной через определенные промежутки времени. Намного реже они могут фантазировать о превращении в неодушевленные предметы или животных.
Склонность к стереотипиям
Стереотипии (повторяющиеся действия) встречаются у 80% малышей с аутизмом. Они могут проявляться как в речи, так и в поведении. При синдроме Ретта может наблюдаться многократное мытье рук, заламывание пальцев. Чаще всего аутисты склонны к следующим разновидностям повторяющихся действий:
- Включение и выключение света в комнате.
- Качание двери.
- Пересыпание крупы или песка.
- Разрывание или сминание бумаги.
- Напряжение и расслабление рук или ног.
Речевые стереотипии имеют свое название — эхолалия. Малыши могут бездумно повторять слова или словосочетания. Также они могут произносить фразу, которая была задана им в качестве вопроса. Например, если чадо спросили: «Хочешь конфету?», он может повторять: «Хочешь конфету, хочешь конфету, хочешь конфету».
Довольно часто встречаются стереотипии в маршрутах, выборе одежды и пищевых предпочтениях. Малыш может передвигаться всегда одной дорогой, любить одну и ту же пищу, вещь.
Нарушения речи
У малыша-аутиста может наблюдаться задержка или отсутствие речи. Эта проблема наиболее очевидна в раннем возрасте. Многие матери отмечают, что их чадо начало говорить, а затем замолчало на долгий период (год и больше). Бывает так, что ребенок опережает ровесников в речевом развитии, но с 16−18 месяцев он перестает общаться, однако может разговаривать сам с собой или во время сна.
Младенец с аутизмом может не издавать лепета, гуления, что сильно настораживает его родителей. По мере роста и развития, ребенок может неверно употреблять обращения, говорить о себе во втором или третьем лице. К примеру, вместо «хочу пить», говорить «он хочет пить» или «Андрей хочет пить».
Иногда при аутентизме речь может выглядеть очень вычурной. Малыш употребляет необычные фразы, неологизмы, цитаты, рифмует фразы. При этом интонация у него очень монотонная, безэмоциональная. Если ребенок совсем не говорит с окружающими, но общается сам с собой, это говорит о его нежелании контактировать с социумом.
Расстройство интеллекта
Нарушение интеллектуального развития встречается в 75% случаев. Аутисту очень сложно сосредоточиться, быть целенаправленным. Он быстро утрачивает интерес, малышу тяжело дается концентрировать внимание. Также ему сложно понять обобщения, общепринятые понятия. Он может с легкостью проходить тесты на зрительные навыки, однако тесты, задействующие логику, абстрактное мышление и символизм, ему не даваться совсем.
В то же время некоторые дети могут иметь таланты к определенным дисциплинам, отличаться замечательным слухом или памятью. У 10 процентов наблюдается ускоренное умственное развитие. При синдроме Аспергера малыши могут сильно опережать своих сверстников в интеллектуальном плане.
Умственную отсталость можно выявить у половины людей, страдающих от аутизма. Оставшиеся, несмотря на те или иные отклонения от нормы, имеют способность к самообучению. Некоторые дети самостоятельно учатся читать, считать, имеют способность к математике или музыке. На фоне болезни или стресса у малышей может наблюдаться временный умственный регресс.
Отсутствие чувства самосохранения
Отсутствие чувства самосохранения наблюдается у 1/3 аутистов и может проявляться в форме аутоагрессии. При этом заболевании социальный контакт практически сводится к нулю, поэтому малыш проецирует негатив сам на себе. Дети могут наносить себе удары, кусать.
Еще в младенчестве малыши могут перелезать через манеж, пытаться вылезти из коляски. Дети постарше могут спрыгнуть с высоты, выбежать на дорогу. Они не учатся на своем опыте.
Если обычный ребенок почувствует боль после падения, он будет всячески избегать этого в будущем. Аутист может повторить этот опыт много раз и не остановиться.
Необычная походка и поведение
Постороннему человеку практически невозможно с первого взгляда определить, что малыш страдает аутизмом. Эти дети имеют абсолютно нормальную, а иногда даже очень привлекательную внешность. Однако они могут проявлять необычные повадки, например, имитировать бабочку при походке, двигаться вприпрыжку. Иногда при беге они неуклюже размахивают руками, вскидывают ноги. Некоторые ребята могут изображать солдатскую походку или качаться во время ходьбы.
Аутизм — это одно из самых сложных детских заболеваний. К сожалению, вылечить его невозможно. Однако, чем раньше родители обратят внимание на признаки болезни у чада, тем выше вероятность того, что ребенку удастся помочь успешно адаптироваться в обществе и он сможет вести полноценную жизнь.
Читайте далее:
Еще в середине прошлого века аутизм был довольно редким недугом. Но со временем выявляется все больше детей, страдающих им. Показательна статистика, приводимая в США, где этой болезнью занимаются вплотную. В 1970-х было соотношение один аутист на 10 тысяч детей, 15 лет назад — один на 250 детей, сейчас — один на 88 детей или один аутист на 52 мальчика и 250 девочек.