Упражнения, развивающие мелкую моторику у малышей

Доказано – улучшение моторики рук положительно воздействует на формирование детского интеллекта, речи, зрительной и слуховой памяти. Развитие технического прогресса отразилось на детской моторике: кнопки на игрушках, липучки и молнии на одежде и обуви, замена привычного детского творчества (вышивание, лепка, выжигание и т. д.) на планшеты и компьютерные игры – все это привело к снижению нагрузки на пальчики и ухудшению моторного развития. Как же с этим бороться?

k

Что такое мелкая моторика рук? В чем ее необходимость?

Мелкая моторика – система действий, координирующая выполнение мелких движений кистями, пальцами. В координации участвуют нервная, мышечная и костная системы человеческого организма.

Учеными давно доказана связь между центром речи и зоной, отвечающей за движения конечностей. Активное функционирование «двигательной зоны» задействует центр речи, поэтому занятия для рук вызывают «активацию» речевого центра, способствуя улучшению речи малыша. Кроме того, такое развитие способствует улучшению моторной памяти и закрепляет навыки, которые пригодятся ребенку во взрослой жизни. Улучшение моторных навыков готовит ручку к письму, развивает мелкие мышцы, закладывает основы почерка.

Весь развивающий комплекс делится на три основных части:

  1. Гимнастика для пальцев. Доступна в любом возрасте, тренировки можно начинать с первого месяца жизни.
  2. Занятия-игры с использованием разнообразных предметов.
  3. Формирование и отработка графических навыков. Эти задания подходят для детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет), когда ребенок может осмысленно рисовать линии карандашом.

Задания из каждого блока нужно подбирать, исходя из возраста. Есть универсальные комплексы, которые используются и у школьников, например, распространенная пальчиковая гимнастика.

Развитие у детей до года

Начинать выполнять простые задания с малышом можно уже с первого месяца жизни.

  • Самые первые упражнения – нежные поглаживания детских пальчиков и ладошек. Пальчикам можно давать простые (одно- или двухсложные) имена, внятно проговаривая их при массаже.
  • С 3 месяцев к массажу рук можно добавлять различные «колючие» или ребристые предметы: специальные мячики, шишки, грецкие орехи и т. д.
  • В 4 месяца ребенок активно развивает хватательные рефлексы, с удовольствием хватает и удерживает игрушки. С этого момента можно начинать игры для пальчиков. Главное – тренироваться постоянно, уделяя упражнениям 2–3 минуты несколько раз в день.
  • Начиная с 6–7 месяцев, ребенок не только удерживает игрушку, но и перекладывает, размахивает ей. Направьте упражнения на сгибание/разгибание рук и каждого пальчика по отдельности, подбирайте для малыша более сложные игрушки с рельефными поверхностями.
  • С 9 месяцев малыш совершает массу действий с предметами. В этом возрасте можно смело вовлекать кроху в игры с последовательностью движений. Например, игры с пересыпанием круп, собирание пирамидок.

chem-xarakterizuetsya-tretij-god-zhizni

К тренировкам рук нужно приучать постепенно. С каждым новым этапом чуть-чуть увеличивайте время тренировок, подбирайте веселые стишки, яркие предметы, чтобы заинтересовать малыша.

Важно помнить – все игрушки должны быть безопасны. Избегайте маленьких деталей или веществ, которые можно вдохнуть или проглотить.

Формирование моторных навыков у детей от года до трех лет

С года ребенок начинает совершать более точные, осмысленные движения. В это время очень важно познакомить кроху со всевозможными конструкторами, кубиками и основами творчества.

  • Магнитная доска. Ребенок при помощи фигурок и деталей на магнитах собирает мозаики, слова или просто выстраивает различные композиции
  • Пальчиковые игры. Они подходят как для самых маленьких, так и для детей постарше. С возрастом можно усложнять упражнения, правила или добавить к разминке пальчиков стишки для запоминания.
  • Песочная терапия. Подходит как для малышей, так и для детей постарше. Наполните большую емкость сухим, чистым песком и спрячьте несколько предметов. Когда ребенок научится находить «сокровища», усложняйте задачу. Песок также является превосходным строительным материалом – вместе с крохой из него можно создавать настоящие шедевры.
  • Рисование карандашом или специальными пальчиковыми красками. Это не только поможет развить моторику, но и будет способствовать формированию у малыша художественного вкуса.
  • Раскрашивание. Превосходное средство для координации зрения и движений. Подбирайте раскраски исходя из возраста крохи – детские картинки для раскрашивания должны быть достаточно крупными, с четкими контурами и понятным сюжетом.
  • Отличным вариантом, помогающим развить воображение, раскрыть творческий потенциал, станет использование пальчиковых театров. Одним из основных преимуществ «домашних театров» является доступность их изготовления. Вы можете сделать игровые атрибуты самостоятельно или вместе с детьми. Героев можно сшить, связать, вырезать из бумаги или просто нарисовать на пальцах забавные рожицы и придумать историю.
  • Начиная с 2 лет, для повышения моторных навыков прекрасно подойдут несложные музыкальные инструменты: металлофон, гармоника, дудочки и т. д.
  • В 3 года на первый план выходит необходимость в развитии координации, быстроты, точности движений. Для этого отлично подходят игры со шнурками, собирание пазлов, сборка несложных моделей. Девочкам будет интересно попробовать свои силы в конструировании и шитье кукольной одежды.
  • Развивать координацию рук и точность движений можно с помощью подручных средств. Игры типа «Золушки» с перебиранием круп, фасоли или всего, что оказалось на кухне, также станут отличным упражнением.

7293a47c0f4cdddd46ff10bcf3d23287_XL

В целом, для улучшения моторики рук легко использовать любые подручные средства. Крупы, бумага, ненужные коробки, ложки, шнурки и веревочки – достаточно дать волю фантазии и все это становится увлекательными игрушками, надолго занимающими ваше чадо.

От 3 лет и старше.

С 3 лет дети активно занимаются любой новой деятельностью, связанной с творчеством. В первую очередь — это выполнение аппликаций, лепка и рисование. Для более старших детей прекрасно подходят вязание, вышивание, создание поделок из различных материалов.

Подготовить ручку к письму помогут графические диктанты. Проводятся они с детьми старшего дошкольного возраста (5–7 лет). Суть в соединении линий по точкам, цифрами или рисования определенных фигур по клеточкам. Кроме моторных навыков, диктанты способствуют развитию внимания, усидчивости, аккуратности. Если добавить к диктанту песенки, стишки или загадки – упражнение превратится в веселый и занимательный процесс.

f7db6a5375ef4bf9c54c71584319d8c6.jpg

Используйте бумагу. Новогодние снежинки, оригами, плетение из бумажных ленточек – вариантов множество. При помощи ножниц ваш ребенок сможет создавать настоящие шедевры, развивая при этом мышцы и координацию движений.

Не забывайте про развитие навыков самообслуживания – они также способствуют улучшению мелкой моторики рук. Приучайте малыша самостоятельно завязывать шнурки, застегивать пуговицы, заплетать косички.


Похожие публикации