Развитие сенсорики у ребёнка 3-х лет

В развитии способностей детей довольно проблематично выделить определённые этапы — значимость каждого из них довольно высока, и ребёнку в период роста 3–4 лет требуется всестороннее развитие. Но многими детскими специалистами особенно выделяется промежуток между 3 и 4 годами жизни — в это время начинает усиленно развиваться речь, ребёнок познаёт окружающий его мир и делает первые попытки к самостоятельности. Именно поэтому следует уделить максимум внимания детям в этом возрасте, усиленно занимаясь с ним и играя в различные развивающие игры.
К трёхлетнему возрасту ребёнок уже знает немало слов и активно пользуется речью, однако, его умение узнавать эмоции людей из разговора с ними ещё не развито, да и сам он предпочитает в этом возрасте активные действия, а не разговор. Важно научить ребёнка выражать свои чувства посредством речи, а не через крики, истерики и разбрасывание игрушек.
Ещё один немаловажный момент в развитии: с этого возраста детям следует прививать интерес к игре с конструктором, проводить множество упражнений, направленных на совершенствование мелкой моторики и сенсорных способностей, совершенствовать координацию его движений. Для этого успешно применяются различные игровые упражнения, называемые монтессори-играми — с их помощью можно существенно развить сенсорику у детей, способствовать совершенствованию мелкой моторики и координации, развить способности моделирования и художественного творчества. Все это крайне важно для нормального формирования малышей начиная с 3 лет.

сенсорика ребенка

Первые годы жизни малыша сопровождаются получением множества впечатлений. Поэтому необходимо организовать для ребёнка возможность наблюдать за яркими движущимися объектами, позволять ему взаимодействовать с предметами различной формы и размера.


Что такое сенсорное развитие и зачем оно ребёнку

Это понятие происходит от латинского слова «sunser», дословно означающего «ощущения». Подразумевает собой способность получать представление о различных окружающих объектах, явлениях, воспринимать получаемую от них информацию. От точности восприятия ребёнком предметов и возможности оперирования полученной информацией зависит, насколько успешным будет дальнейший процесс обучения.
Развитие сенсорных способностей начинается с получения представлений о предмете: его формы, цветовых и вкусовых качеств, запаха. Для этого ребёнку необходимо прикоснуться к предмету, попробовать его на вкус, понюхать, пощупать и т. д. Только таким способом он может получить информацию, характеризующую объект, часто ещё не зная определения этим характеристикам: гладкость или шероховатость предмета, горький или сладкий вкус, резкий или приятный запах и т. д.
Особенности воспитания сенсорных способностей у детей заключаются в следующем:

  • Сенсорика является основой для дальнейшего роста интеллекта.
  • Повлияет ребёнку упорядочить информацию, получаемую им из внешнего мира.
  • Подготовит детей к дальнейшему развитию в условиях реальности.
  • Позволит узнать и закрепить в памяти сенсорные эталоны и принятые всем миром понятия.
  • Способствует развитию внимательности и наблюдательности у малыша 3–4 лет.
  • Положительно влияет на способности всех видов памяти. Это может быть зрительная, слуховая, моторная, образная память и пр.
  • Развивает у малыша чувство эстетики, что положительно сказывается на воображении и фантазии.

Позволяет ребёнку познавать окружающий мир при помощи новых способов.
Оказывает положительное влияние на процесс дальнейшего обучения.
Занимаясь с детьми от 3 лет различными упражнениями, направленными на развитие сенсорных способностей и восприятия, родители помогают ребёнку лучше понять окружающий мир, закладывают в него основы, способствующие тому пониманию. Ведь первое представление об окружающих предметах всегда основывается на чувствах, и от умения ребёнка определять свойства вещей зависит уровень его умственного, психологического и эстетического роста.
По достижении 3 лет ребёнок уже должен уметь определять цвет предметов, их формы и размеры, отличительные признаки. Также он уже должен понимать различия между цветами и формами вещей, различать предметы, основываясь на их величине (уметь делить их на большие и маленькие).


Как можно развить сенсорику у ребёнка

В 3–4 года сенсорное развитие детей можно отнести к базовым основам, формирующим в дальнейшем его интеллект. Именно по той причине следует уделить особое внимание формированию и дальнейшему развитию у малыша восприятия окружающей его среды, предоставляя информацию об окружающих его предметах и их свойств.
Постепенное увеличение знаний о различных характеристиках объектов, таких как цвет, вес, вкус, размер, положение относительно других вещей, понятие времени и прочие, простые для восприятия взрослого вещи, не только существенно расширят кругозор ребёнка, позволяя ему лучше узнать окружающий мир, но и способствуют приобретению им уверенности в себе. Это, в свою очередь, положительно отразится на дальнейшем психологическом развитии.
В возрасте 3–4 лет ребёнок обязан демонстрировать наличие следующих способностей:

  • выполнять многочисленные точные действия. К примеру, он должен уметь открывать и закрывать объекты, класть в них вещи и вынимать оттуда, собирать, разбирать (что получается обычно удачнее всего), складывать и пр.;
  • использовать некоторые предметы, понимая их назначение, устройство и принцип работы. К этому относится умение обращаться с западными игрушками, «играть» на музыкальных инструментах, осуществлять имитацию действий родителей с предметами быта;
  • уметь сортировать объекты, основываясь на их форме, размере и цвете.

занятия с ребенком

При этом не следует забывать про развитие мелкой моторики: дети к этому возрасту должны не испытывать проблем с минимальным самообслуживанием. У них уже должны сформироваться навыки одеваться и раздеваться самостоятельно, пользоваться столовыми приборами и т. д.
Для становления сенсорики у малыша обычно используются различные пазлы, игры на логику, выпущенные в соответствии с возрастом ребёнка. Приветствуется использование интерактивных игрушек и игрушечных предметов быта. Про старые игрушки также не следует забывать и продолжать ими пользоваться.

При формировании у детей от 3 лет эталонов предметов следует не забывать про способы их восприятия: ребёнок должен уметь группировать предметы, ориентируясь на форму эталона (к примеру, уметь определять только круглые объекты), его цвет, уметь самостоятельно описать свойства предметов. Также необходимо уделить особое внимание развитию глазомерных способностей у малыша.

Игры и упражнения для развития способностей к осязанию

Самый распространённый в учебных заведениях и домашних условиях вид обучения детей — развивающие игры. С энтузиазмом воспринимаемые детьми, они являются основой успешного роста.
Игр, позволяющие детям рост способностей сенсорики, существует достаточно много, что позволяет выбрать развивающую игру для каждого ребёнка.

Игры для детей от 3 лет

Наиболее популярные по всему миру — игрушки Лего. Из кирпичиков можно собирать различные конструкции, развивая у детей пространственное воображение и способности восприятия. Также это поможет находить предметы по цвету и размеру. Дополнительно можно заниматься с ребёнком сборкой мозаики, всевозможных пазлов, играть в фигуры и пр.
Для игр подойдут даже подручные средства: цветные скрепки, мешочки с различным наполнителем, крышечки и т. п.

Развитие сенсорики у ребёнка 3-х лет

С возрастом нужно пробовать усложнят игры на восприятие для детей: приобретать более сложные пазлы и мозаики, просить ребёнка создавать определённые конструкции из Лего, параллельно делая упор на развития способностей воображения.
В 4 года у детей, как правило, практически полностью формируются сенсорные эталоны восприятия — понятия обо всех основных свойствах предметов. Далее необходимо объяснить ребёнку разницу в геометрических фигурах, научить правильно сочетать цвета, выделять несколько фигур из одной и т. д.
Полноценное формирование малыша невозможно без всестороннего активного обучения, и способности к сенсорике играют весьма немаловажную роль в дальнейшем развитии. Следует уделять ребёнку как можно больше времени: играть с ним, воспитывать, и это положительно скажется на его умственных способностях.


Похожие публикации