Развитие слуха у четырехлетнего ребёнка
Последнее обновление статьи: 17.05.2019
При условии регулярных занятий с ребёнком, в 4–5 лет он сможет без усилий различать группы звуков, не ошибаясь при их произношении. Также детям этого возраста удаётся на слух определить, отсутствует ли в слове определённый звук и подобрать на заданные родителем звуки слова.
Чаще всего дети испытывают проблемы с дифференциацией звуков. Они могут путать шипящие со свистящими («шамолет» вместо «самолет») либо переставлять согласные звуки местами («кокша» вместо «кошка»). Для развития у четырёхлетнего ребёнка речевого восприятия, следует регулярно с ним заниматься.
Зачем это нужно?
Современная логопедия считает проблему становления фонематического слуха одной из наиболее важных на сегодня. Немало исследователей указывают на необходимость его своевременного формирования. Иначе у дошкольника появятся речевые нарушения.
Учёные установили, что не менее важную роль в развитии речи детей играет умение его слушать, воспринимать передаваемую информацию, самостоятельно различать правильность произношения звуков не только в собственной речи, но и в чужой. Ребёнок контролирует собственное произношение и это можно развивать при помощи различных упражнений. В силу возраста малыша они проводятся в игровой форме.
Эффективное обучение детей грамоте и основам языка невозможно без поставленного фонематического слуха у ребёнка 4 лет. Именно по этой причине специалисты настаивают на ранней диагностике и последующей коррекции проблем.
Развивающие игровые задачи для фонематического слуха у детей четырёх лет проводятся как на индивидуальных занятиях, так и в группе. Выполняемые упражнения обычно проводятся в форме игр. Программа коррекции состоит из нескольких этапов. Только постепенное их прохождение позволит справиться с проблемой.
Несколько советов родителям
Проводя дома самостоятельные занятия с ребёнком 4 лет, следует избегать излишние нагрузки на малыша — перегрузив его информацией, можно не только отбить весь интерес к обучению, но и окончательно запутать его в многочисленных правилах и нормах произношения. Учитывая это, ежедневные занятия с ребёнком общей продолжительно не должны превышать 15–20 минут. Во время проведения упражнений следует придерживаться следующих правил:
- не стоит торопить детей либо одёргивать их при выполнении упражнения;
- если заметно, что у ребёнка не получается освоить упражнения, не стоит явно ему помогать, необходимо доставить ребёнку чувство собственноручного достижения цели;
- упражнения следует проводить в тихой и спокойной обстановке — это помогает лучше сосредоточиться, что положительно влияет на продуктивность занятий;
- не стоит забывать правило «золотой середины» — постепенный переход от простых до более сложных упражнений;
- строгое отношение к ребёнку во время проведения упражнений может негативно отразиться на его желании заниматься, в то время как поощрение его даже самых маленьких успехов стимулирует его желание.
Дополнительные факторы, влияющие на развитие фонематического слуха
Во время прогулок с ребёнком, а также дома, следует рассказывать ему о различных встречающихся предметах. Причём своими рассказами необходимо вызвать у малыша интерес, но не стоит говорить с ним излишне простым языком.
С годовалого возраста следует читать ребёнку увлекательные для него книги. Разглядывая вместе с ним различные иллюстрации, нужно параллельно учить его указывать на названные ему картинки и обстоятельно объяснять, что они означают.
Совместная сборка семейного фотоальбома поможет ребёнку активно развиваться. Показывая ему фотографии, стоит рассказывать кто на них присутствует. После чего ребенка просят прокомментировать их.
В период развития у малыша наблюдается высокая потребность в собеседнике — нужно не только заставлять его себя слушать, но и слушать его с максимальной внимательностью. Придумывая различные совместные игры с сюжетом, можно не только психологически сблизиться, но и сыграть положительную роль в развитии ребёнка.
Следуя этим несложным советам, родителям будет легко поспособствовать развития детей, причём не только в речевом плане, но и в мышлении. Современная формула развития малышей, используемая большинством врачей, выглядит как «мелкая моторика — речь — полноценное мышление».
Занимаясь с детьми, не рекомендуется копировать его произношение и сюсюкать. Фразы нужно выстраивать чётко и также произносить слова, обращаясь к нему, как ко взрослому.
Развитие моторики как способ развития речи.
Этот вид тренировки необходимо проводить до 4 лет, и использование этих занятий существенно поможет ребёнку развиваться в дальнейшем.
Начинаются упражнения с массажа кистей — лёгким поглаживание от кончиков пальцев к запястью, с последующим сгибанием и разгибанием каждого пальца. Также рекомендуется играть в известные каждому игры: «Пальчики» и «Сорока белобока», которые для этого периода развития является довольно актуальными.
Можно попросить малыша показать свою силу — сжимание пальцев в кулак и их последующим сжиманием оказывает огромное положительное влияние на развитие рук.
Основные упражнения для развития речевого восприятия
Современные способы развития детей 4 лет опираются аналитико-синтетическую методику. Это значит, что первым делом малыши начинают знакомство не с алфавитом, а со звуками, встречающимися в родной речи.
Дело в том, что не имея представления о порядке звуков в слове и их количестве, малышу будет довольно трудно не только правильно писать, но и свободно читать, даже если он может назвать все буквы по порядку. Ведь кроме этого, нужно ещё уметь составлять из них слова, чему и необходимо учить детей.
Процесс формирования условно разделяется на 5 этапов:
- На первом этапе ребенка учат различать неречевые звуки. Следует дать ребёнку послушать скрип дверей, шум льющейся воды, и прочий шум окружающие человека повсеместно. Затем необходимо попросить ребёнку с закрытыми глазами отгадать, что именно является причиной звука. Можно использовать разные музыкальные инструменты. Дошкольнику вначале показывают карточку с дудочкой, потом включают небольшую мелодию в ее исполнении. Так ему показывают несколько образцов. После чего включают определенную мелодию и просят показать соответствующий рисунок.
- При прохождении второго этапа у ребёнка формируется способность различать звуки услышанной им речи по высоте, тембру и силе. Для упражнения можно записать голоса близких ему людей и его собственный голос, после чего дать угадать, чью речь ему воспроизводят.
- На третьем этапе малыш научится различать схожие по звучанию слова. Нужно положить перед ним несколько картинок, со схожими по звучанию названиями изображённых на них предметов. В обязанности взрослых входит назвать предмет, а детей — поднять правильную картинку и изображением названного предмета.
- При четвёртом этапе дети научаться различать слоги. Взрослый должен объяснить ребёнку, что существуют длинные и короткие слова, и произносить их вместе с малышом, акцентируя каждый слог.
- На заключительном этапе детям объясняется, что все слова состоят из звуков. При этом часто используется игра в слова: ребёнку называется объект или событие, а он должен произнести характерные им звуки. Либо, наоборот, взрослым воспроизводится звук, а малыш должен рассказать, что он обозначает.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: