Как правильно учить с ребенком стихи: без стресса, слез и нервов
Часто бывает так, что для утренника в садике нужно срочно подготовить стихотворение, а ребенок ни в какую не хочет его учить. Не любит, не может, не умеет и, вообще, это ему жутко не интересно. Что делать? Как правильно учить с детьми стихи, чтобы это было им не напряжно, а вы не заработали себе нервный срыв?
Информационная перегрузка
Нежелание ребенка заучивать стихотворные тексты вполне естественно, ведь мозг маленького человека еще не обладает достаточным информационным объемом, чтобы понимать в полной мере смысл каждого слова. Для него это бессмысленный набор фраз, который родители зачем-то требуют учить и пересказывать, да еще с выражением. Мозг начинает защищаться от информационной перегрузки и дает команду – «Сопротивляться»!
Чтобы избежать этого и ребенок не испытывал стресса, учите по одной строчке, не более, и многократно ее повторяйте, ведь «повторение – мать учения!»
Выяснить, что малыш не понимает значение некоторых слов или фраз очень просто. Он сам подскажет вам это, когда начнет неправильно повторять, коверкая окончания слов или выдавая несуразные связки.
Выявив трудные для понимания ребенка фразы, сразу же объясните ему их смысл. Только когда малыш поймет все слова, можно приступать к заучиванию стихотворения.
Используйте новые технологии
Еще один способ обучения — так называемый «рекламный трюк». Вы сами читаете для ребенка стихотворение, которое ему нужно выучить. В день по несколько раз. С выражением и возможными инсценировками. При любом удобном случае: когда ребенок ест, играет, засыпает — вы прочитываете ему стих по 2–3 раза. Это автоматически настраивает его на запоминание. Пройдет совсем немного времени, как ваш ребенок начнет повторять строчки и целые отрывки за вами.
Поиграйте в урок. Соберите класс из любимых игрушек вашего малыша, назначьте учителя, рассадите всех, а мишка, котик или собачка будут рассказывать это самое стихотворение, которое вам нужно выучить. Пусть кто-то из них путается, а другой помогает. Так, совсем скоро, ребенок включится в вашу игру и начнет поддерживать своих друзей, подсказывать им забытые строчки. Запоминание стихотворения можно превратить в интересную игру, без стресса и истерик.
Система накопления
Не перегружайте память ребенка новой информацией, не старайтесь выучить стихотворение за один день. Разбейте его на несколько равных кусочков. И каждый раз, прежде чем учить новые строчки, начните с повторения старых.
Такая методика запоминания текста называется «системой накопления». Суть ее: от малого к большому через многократное повторение.
Такой подход очень хорошо работает в любом возрасте, но особенно у малышей. Память ребенка развивается постепенно. Многократные повторения (как вода точит камень), расширяют способность малыша к более быстрому, объемному и глубокому запоминанию текста. Как «курочка по зернышку», так и вы по строчке, не торопясь и не форсируя события, доберетесь с вашим чадом до конца стихотворения.
Начинайте с раннего возраста
Чем раньше вы начнете читать своему малышу зарифмованные тексты, регулярно их повторяя и знакомя с новыми словами, тем быстрее он научится воспринимать стихотворения как само собой разумеющееся явление. Начните с четверостиший Агнии Барто:
Идет бычок качается,
Вздыхает на ходу:
«Ах, досточка кончается,
сейчас я упаду!»
Или такое:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу,
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
А вот еще:
Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой качает слон,
Он слонихе шлет поклон.
И так далее. Их очень много. Хорошо запоминающихся, легких, содержательных. Есть замечательные книги с красивыми иллюстрациями на эти стихи, они очень нравятся детям. Со временем можно переходить на более длинные стихотворные сказки Корнея Чуковского: Айболит, Муха-Цокотуха, Телефон, Федорино горе, Мойдодыр и многие-многие другие.
Игры для облегчения процесса обучения
Запоминание в движении. Попробуйте использовать мячик во время заучивания стихотворения. Говорите первую строчку и бросайте мяч ребенку, он должен в ответ сказать следующую и кинуть его вам. И так далее, пока стихотворение не закончится. Когда оно хорошо выучено, можно попробовать говорить только по одному слову и передавать мяч друг другу. Переводите процесс обучения в игру, делайте его интересным и увлекательным для ребенка, а не нудным и противным.
Запоминание в творчестве. Если на это стихотворение нет иллюстраций, то вы сами с малышом можете нарисовать то, что происходит в тексте. Сделайте свою книжку-малышку. Слепите героев из пластилина. Подходите к процессу творчески и комплексно.
И, конечно же, ни в коем случае не ругайте детей за неудачи и не заставляйте силой, если видите активное сопротивление с их стороны. Это принесет только вред и отбросит вас далеко и надолго назад.
Читайте далее:
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: