Как развить внимание у ребёнка?

внимание Социальное развитие

Современное общество развивается динамично и требует всесторонне развитых личностей. Поэтому педагоги активно привлекают родителей к процессу обучения детей с раннего возраста. Не случайно акцент делается на развитие внимания в возрасте до 6 лет.

razvitie vnimaniya u rebenka

Внимание – это сосредоточение сознания на каком – либо внешнем объекте. Это может быть что угодно – предметы, явления, отношения, чувства, или внутренний мир человека. Для сосредоточения внимания на каком-либо объекте необходимо приложить усилия, и собрать восприятие на чём-то одном. Внешний мир и уклад жизни окружает человека с рождения огромным количеством информации. Полностью усваивать все это человек не способен. Ему требуется система, которая помогает выделять самую главную и нужную информацию. Эта система и есть внимание.

Умение сосредоточить своё внимание играет огромную роль для школьников. Поэтому особенно важно использовать возраст 5-6 лет для развития внимания у детей. Это развитие является одним из основных для подготовки детей к школе. Развивать внимание так же важно, как и обучать чтению и письму.


Как можно охарактеризовать внимание

Главная проблема в процессе развития — это неусидчивость детей. Дети в возрасте 5-6 лет часто страдают неумением удерживать внимание. Им сложно сосредоточиться на чём-то одном. Любой процесс обучения переходит в пытку. Ребёнок постоянно отвлекается, балуется и не может запомнить даже самый простой урок.

В этом случае поможет ещё одно качество, которое присуще детям в этом возрасте – любознательность. Малыши очень любопытны. Поэтому любой процесс обучения детей должен их заинтересовывать и вовлекать. Информация «из-под палки» не будет усваиваться. В худшем случае, такой урок нанесёт психологическую травму ребёнку.

как тренировать внимание у ребенка

Особенностью внимания детей 5-6 лет является то, что его привлекает внешний вид предметов. Внимание делят на несколько видов:

  1. Произвольное – этот вид требует от человека, приложить усилия для сосредоточения. То есть это принудительный процесс, когда человек делает то, что надо.
  2. Непроизвольное – возникает стихийно, и не зависит от усилий человека.
  3. Послепроизвольное – возникает в течении обучения, снимая сосредоточение и волевое усилие.

Дети в возрасте 5-6 лет ещё не способны самостоятельно принуждать себя к чему-либо. Поэтому их внимание, в основном, произвольное. Процесс обучения должен быть построен на привлечении внимания ребёнка и его удержании. С каждым уроком время удержания внимания будет увеличиваться.

Непроизвольное внимание малыша возникает и остаётся, пока сохраняется интерес к объектам. Психологи рекомендуют, заставлять ребёнка рассуждать в слух. Тогда процесс вовлечения в обучение максимален.

Внимание обладает свойствами:

  1. устойчивость;
  2. концентрация;
  3. объёмность;
  4. избирательность;
  5. переключаемость.

Нарушение любого свойства приводит к изменению поведения малыша.

Важно: до 5 лет малыш не может концентрироваться и управлять своим вниманием. Его могут привлекать большие яркие предметы, громкие звуки и т.д. Но к 6 годам ситуация кардинально меняется. Развитие идёт по другому пути. Дети погружаются в исследование новых знаний с головой. Они уже могут контролировать своё внимание, речь и ход мыслей. Правда совсем недолго.

Как определить уровень внимания

С каждым годом произвольное внимание развивается и становится устойчивее. У детей 5-6 лет уже есть возможность следить за ходом своих мыслей, делать выводы и анализировать ситуацию.



Чтобы понять на каком уровне у ребёнка находится развитие внимания, используют объективные и субъективные методики:

  1. Таблица Равена.
  2. Алгоритм Б.Бурдона «Корректурная проба».
  3. Алгоритм Н.Гуткиной «Домик».

Для определения уровня внимания используют не только методики тестирования детей. Родители тоже должны участвовать в этом процессе. Педагоги обычно предлагают им заполнить анкеты, и проводят опрос.

развитие внимания

Это методики, которые используют опытные педагоги и психологи в образовательных учреждениях. Дома у вас вряд ли получится справиться с такими методиками самостоятельно, и сделать правильные выводы.

Важно: объем внимания ребёнка до 5 лет — это не более 2 объектов, которыми он заинтересуется. К 6 годам это уже 3 объекта. Школьники могут удерживать внимание на 5 объектах, а взрослый человек на 7. Не стоит требовать от вашего малыша больше, чем он может по возрасту.

Для самостоятельного определения уровня внимания ребёнка можно использовать простые игры:

  1. Найди 5 отличий (две одинаковые картинки, за исключением нескольких деталей).
  2. Найди одинаковую пару.
  3. Найди спрятанный треугольник/квадрат/круг на картинке.
  4. Лабиринт (нельзя использовать карандаш, поиск выхода только глазами).

Так легко понять – может ли ваш малыш проявить усидчивость и справиться с заданием. Нормой для концентрации внимания в возрасте 5-6 лет считается время: 10 — 30 минут.

Таблица: Развитие внимания у дошкольников в зависимости от возраста

Внимание — это важный навык, который помогает детям учиться, взаимодействовать с окружающим миром и достигать целей. В таблице ниже представлены рекомендации по развитию внимания в зависимости от возраста ребенка.

Возраст ребенкаОсобенности развития вниманияРекомендации по развитию внимания
2–3 годаРебенок легко отвлекается, его внимание кратковременное и непроизвольное. Ему сложно сосредоточиться на чем-то дольше нескольких минут.
  • Используйте яркие игрушки или предметы, чтобы привлечь внимание.
  • Проводите короткие игры (до 5 минут): например, «Найди красный мяч».
  • Читайте короткие истории, акцентируя внимание на ярких деталях: «Посмотри, какой большой слон!».
3–4 годаРебенок начинает осознанно фокусироваться на задачах, но его внимание все еще быстро переключается. Он способен выполнять задания до 10 минут.
  • Предлагайте простые задания: «Собери пазл из 4–6 частей».
  • Играйте в игры на внимание: «Найди отличия», «Чего не хватает?».
  • Обсуждайте картинки в книжках: «Кто спрятался за деревом?».
4–5 летРебенок способен дольше концентрироваться (до 15 минут). Начинает проявлять интерес к более сложным заданиям.
  • Учите выполнять инструкции из 2–3 шагов: «Возьми карандаш, найди круг и закрась его».
  • Играйте в развивающие игры: «Лабиринты», «Соедини точки по порядку».
  • Проводите задания на наблюдательность: «Запомни, что лежит на столе, а потом скажи».
5–6 летРебенок способен сосредоточиться на задачах до 20–25 минут. У него развивается произвольное внимание, и он может сознательно контролировать свое поведение.
  • Предлагайте задания на развитие внимания: «Найди буквы в тексте», «Вычеркни все круги».
  • Играйте в игры на развитие слухового внимания: «Повтори слово», «Запомни последовательность звуков».
  • Практикуйте совместные занятия: рисование по клеточкам или сборка сложных пазлов.
6–7 летРебенок способен долго концентрироваться (до 30 минут) и выполнять сложные задания. Его внимание становится более устойчивым и произвольным.
  • Учите решать логические задачи: «Найди закономерность», «Составь рассказ по картинке».
  • Играйте в настольные игры, требующие внимания: «Дженга», «Твистер».
  • Проводите тренировки на длительную концентрацию: «Построй башню из кубиков», «Скопируй рисунок по образцу».

Развитие внимания у дошкольников — это процесс, который требует терпения и последовательности. Главное — поддерживать интерес ребенка, предлагать разнообразные задания и создавать условия для практики. Эти навыки помогут ему успешно учиться и взаимодействовать с окружающим миром.

Полезные советы по развитию внимания у детей

Для любого обучающего процесса важно обеспечить правильную окружающую среду. Полезно проводить занятия на свежем воздухе. Без доступа кислорода, в помещениях со спёртым воздухом, мозг не справляется с новой информацией, и не усваивает её. Неглубокое дыхание может нарушить обучающий процесс. Поэтому важно следить за дыханием ребёнка и научить его делать глубокие вдохи. В этом прекрасно помогают мыльные пузыри и шарики, свистки и духовые инструменты.

Как развить внимание у ребёнка?

Методика, которой пользовались ещё наши бабушки, называется рукоделие. Она проста и эффективна. Занимаясь ручным трудом, ребёнок активно развивает концентрацию внимания и моторику пальцев. Неправильно считать, что рукоделие это для девочек. В этом возрасте и мальчики с интересом шьют кукол, вяжут игрушки и собирают модели кораблей.

Участие в домашних делах, активно помогает ребёнку обучаться сосредоточению на каком – либо деле. Уход за домашними питомцами играет в этом немаленькую роль.

Главное набраться терпения, и не спешить делать за ребёнка работу, если у него что – то не получается.

Читайте далее:
Visited 48 times, 1 visit(s) today
Развитие ребенка от 0 до 7

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: