4 года – возраст, когда малыши уже много умеют делать самостоятельно: кушать, одеваться, убирать игрушки. Некоторые неплохо разговаривают и способны решать простые логические задачки. У четырехлетних детей происходит интенсивное развитие психики и интеллекта – они любознательны, активно познают мир вокруг себя и проявляют новые для себя эмоции.
Особенности интеллектуального развития детей 4-х лет
В возрасте 4-х лет малыши активно интересуются окружающим миром и задают множество вопросов – что, где, почему и т.д. Они могут внимательно смотреть заинтересовавшую передачу по телевизору, с удовольствием слушают сказки, рассматривают книжки. В этот возрастной период очень важно терпеливо отвечать на все вопросы ребенка доступным ему языком.
Растет познавательная способность ребенка, активно развивается память и формируется логическое мышление. Малыш учится сравнивать и группировать предметы по форме, цвету и размеру. Внимание становится более устойчивым.
В этом возрасте ребенок начинает тянуться к сверстникам и интересуется различными совместными играми. Он учится общаться, дружить и всячески взаимодействовать с другими детьми. Задача родителей подсказывать малышу, как нужно поступить в той или иной ситуации.
Что должен знать и уметь ребенок в 4 года?
Психологами и педагогами был разработан базовый список знаний и навыков, которыми должен владеть ребенок 4-х лет. Внимательно понаблюдав за малышом, родители могут понять насколько правильно идет его интеллектуальное развитие. При необходимости можно скорректировать его с помощью игр, развивающих мышление. Считается, что у ребенка в 4 года должны быть сформированы определенные логические, математические и речевые способности.
Математические умения:
- знает и понимает количественные понятия – много, мало, один;
- умеет считать до пяти;
- способен различать элементарные геометрические фигуры – квадраты, круги, треугольники;
- владеет понятиями «верх», «низ», «слева», «справа»;
- может сравнить количество предметов и определить, где больше или меньше.
Для детей 4-х лет знакомство с математикой должно проходить в игровой форме – вы можете вместе считать машины, деревья, цветы и т.д. Для объяснения простых примеров можно использовать все что угодно – яблоки, кубики, карандаши и т.д.
Логическое мышление:
- умеет группировать предметы по форме, цвету, размеру;
- понимает значение обобщающих понятий – транспорт, посуда, игрушки;
- понимает расположение предмета в пространстве – близко, далеко;
- собирает разрезанную на 2-4 части картинку;
- строит по образцу различные постройки – пирамидки, башни;
- находит различия и сходства предметов;
- может найти предмет по описанию;
- определяет в группе лишний предмет и может объяснить свой выбор.
В 4 года идет у детей активное развитие логического мышления. Малыши начинают строить причинно-следственные связи, сравнивать предметы по различным признакам, анализировать их свойства, сходства и различия.
Окружающий мир:
- ориентируется во времени и умеет определять утро, день, вечер и ночь;
- знает основные цвета;
- различает и называет домашних животных и звуки, которые они издают;
- знает некоторые профессии;
- может назвать время года по картинке;
- различает погодные явления.
Дети 4-х лет очень любознательны – они активно интересуются всем, что происходит вокруг. Задача родителей в этот период – поощрять желание крохи узнавать что-то новое, отвечать на интересующие его вопросы.
Речевое развитие:
- знает около тысячи слов;
- строит предложения из нескольких слов;
- способен пересказать небольшую сказку или рассказ;
- учит наизусть короткие стихи;
- знает свое имя и фамилию, возраст и город, в котором живет;
- может поддержать беседу – умеет задавать и отвечать на вопросы.
К возрасту 4-х лет у детей формируется довольно большой словарный запас. Речь становится более выразительной и эмоциональной. Развивается способность к воспроизведению многосложных слов.
Повседневные навыки:
- нанизывает крупные бусины или пуговицы на нить;
- застегивает молнию и пуговицы на одежде, самостоятельно развязывает шнурки;
- умело управляется с ложкой и вилкой;
- может довольно долго и заинтересованно играть в понравившуюся игру – собирать пазлы или мозаику, строить из конструктора, рисовать.
В 4 года многие из детей уже довольно самостоятельны, хотят и могут многое делать без посторонней помощи.
Графические навыки:
- может рисовать линии разной длины, простые геометрические формы и фигуры;
- соединяет точки линиями;
- умеет раскрашивать и заштриховывать картинки, не выходя за края контура.
В 4 года большинство детей хорошо управляются с карандашами, кисточками и фломастерами. Могут при помощи взрослого рисовать простые картинки.
Помните, что понятие «норма развития» достаточно широкое – одни дети едва поспевают за сверстниками, другие, наоборот, опережают. Причин, по которым ребенок «не успевает» множество. Однако в большинстве случаев достаточно больше времени уделять общению и совместным играм, чтобы восполнить пробелы в знаниях малыша.
Игры, развивающие интеллект
Развивать интеллектуальные способности ребенка можно самостоятельно. Для этого существует большое количество различных игр и упражнений, способствующих формированию логического мышления, тренирующих память и внимание.
«Из чего состоит»
Хорошее упражнение для детей 4-х лет, которое учит анализировать, думать и искать ответы. Оно не требует особенных условий и материалов. Суть состоит в том, что вы просите малыша рассказать, из чего состоит тот или иной предмет. Во время прогулки можно спросить у него, из чего состоят цветы, машины или деревья. Для того чтобы кроха смог ответить на эти вопросы, необходимо во время игр или рассматривания картинок акцентировать его внимание на мелких деталях, рассказывать о них и перечислять их названия.
«Где можно увидеть»
Это упражнение отлично развивает мышление, внимание и память. Вы можете спросить у ребенка, где можно увидеть дерево, автомобиль, стул, кошку, кастрюлю и т.д.
«Съедобное — несъедобное»
Развивающая игра, которая учит ребенка думать и рассуждать. Прежде чем начать играть, необходимо объяснить малышу, что значит съедобное и несъедобное.
Очень полезными для детей 4-х лет являются и графические развивающие задания.
«Соедини по точкам»
Эта игра позволяет малышу понимать последовательность действий и способствует развитию моторики, что особенно полезно, ведь в 4 года уже можно начинать готовить руку к письму. Суть игры заключается том, что ребенок должен последовательно соединить несколько точек, чтобы в итоге получилась картинка.
«Дорисуй предмет»
Полезная для детей игра, развивающая воображение и способность выделять из целого отдельные составные части. Это должны быть изображения простых, хорошо знакомых крохе предметов или геометрических фигур.
Заданий и игр, способствующих умственному развитию детей 4-х лет, очень много. Выше перечислены самые простые игры, в которые можно играть дома, на прогулке либо в поездке. Они способствуют развитию мышления и воображения крохи, побуждают его к новым знаниям в игровой форме.
Умственное развитие ребенка зависит от многих факторов. Не стоит сравнивать своего малыша с другими и добиваться соответствия всем перечисленным нормам и требованиям – эти данные можно использовать лишь в качестве ориентира, который позволяет понять, чему нужно уделить повышенное внимание. Упражнения и игры, формирующие логическое мышление и развивающие память, должны быть веселыми и занимательными для ребенка.
Читайте далее:
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: