Методы развития интеллекта ребёнка 4-х лет
Последнее обновление статьи: 18.01.2017
4 года – возраст, когда малыши уже много умеют делать самостоятельно: кушать, одеваться, убирать игрушки. Некоторые неплохо разговаривают и способны решать простые логические задачки. У четырехлетних детей происходит интенсивное развитие психики и интеллекта – они любознательны, активно познают мир вокруг себя и проявляют новые для себя эмоции.
Особенности интеллектуального развития детей 4-х лет
В возрасте 4-х лет малыши активно интересуются окружающим миром и задают множество вопросов – что, где, почему и т.д. Они могут внимательно смотреть заинтересовавшую передачу по телевизору, с удовольствием слушают сказки, рассматривают книжки. В этот возрастной период очень важно терпеливо отвечать на все вопросы ребенка доступным ему языком.
Растет познавательная способность ребенка, активно развивается память и формируется логическое мышление. Малыш учится сравнивать и группировать предметы по форме, цвету и размеру. Внимание становится более устойчивым.
В этом возрасте ребенок начинает тянуться к сверстникам и интересуется различными совместными играми. Он учится общаться, дружить и всячески взаимодействовать с другими детьми. Задача родителей подсказывать малышу, как нужно поступить в той или иной ситуации.
Что должен знать и уметь ребенок в 4 года?
Психологами и педагогами был разработан базовый список знаний и навыков, которыми должен владеть ребенок 4-х лет. Внимательно понаблюдав за малышом, родители могут понять насколько правильно идет его интеллектуальное развитие. При необходимости можно скорректировать его с помощью игр, развивающих мышление. Считается, что у ребенка в 4 года должны быть сформированы определенные логические, математические и речевые способности.
Математические умения:
- знает и понимает количественные понятия – много, мало, один;
- умеет считать до пяти;
- способен различать элементарные геометрические фигуры – квадраты, круги, треугольники;
- владеет понятиями «верх», «низ», «слева», «справа»;
- может сравнить количество предметов и определить, где больше или меньше.
Логическое мышление:
- умеет группировать предметы по форме, цвету, размеру;
- понимает значение обобщающих понятий – транспорт, посуда, игрушки;
- понимает расположение предмета в пространстве – близко, далеко;
- собирает разрезанную на 2-4 части картинку;
- строит по образцу различные постройки – пирамидки, башни;
- находит различия и сходства предметов;
- может найти предмет по описанию;
- определяет в группе лишний предмет и может объяснить свой выбор.
В 4 года идет у детей активное развитие логического мышления. Малыши начинают строить причинно-следственные связи, сравнивать предметы по различным признакам, анализировать их свойства, сходства и различия.
Окружающий мир:
- ориентируется во времени и умеет определять утро, день, вечер и ночь;
- знает основные цвета;
- различает и называет домашних животных и звуки, которые они издают;
- знает некоторые профессии;
- может назвать время года по картинке;
- различает погодные явления.
Дети 4-х лет очень любознательны – они активно интересуются всем, что происходит вокруг. Задача родителей в этот период – поощрять желание крохи узнавать что-то новое, отвечать на интересующие его вопросы.
Речевое развитие:
- знает около тысячи слов;
- строит предложения из нескольких слов;
- способен пересказать небольшую сказку или рассказ;
- учит наизусть короткие стихи;
- знает свое имя и фамилию, возраст и город, в котором живет;
- может поддержать беседу – умеет задавать и отвечать на вопросы.
К возрасту 4-х лет у детей формируется довольно большой словарный запас. Речь становится более выразительной и эмоциональной. Развивается способность к воспроизведению многосложных слов.
Повседневные навыки:
- нанизывает крупные бусины или пуговицы на нить;
- застегивает молнию и пуговицы на одежде, самостоятельно развязывает шнурки;
- умело управляется с ложкой и вилкой;
- может довольно долго и заинтересованно играть в понравившуюся игру – собирать пазлы или мозаику, строить из конструктора, рисовать.
Графические навыки:
- может рисовать линии разной длины, простые геометрические формы и фигуры;
- соединяет точки линиями;
- умеет раскрашивать и заштриховывать картинки, не выходя за края контура.
В 4 года большинство детей хорошо управляются с карандашами, кисточками и фломастерами. Могут при помощи взрослого рисовать простые картинки.
Помните, что понятие «норма развития» достаточно широкое – одни дети едва поспевают за сверстниками, другие, наоборот, опережают. Причин, по которым ребенок «не успевает» множество. Однако в большинстве случаев достаточно больше времени уделять общению и совместным играм, чтобы восполнить пробелы в знаниях малыша.
Игры, развивающие интеллект
Развивать интеллектуальные способности ребенка можно самостоятельно. Для этого существует большое количество различных игр и упражнений, способствующих формированию логического мышления, тренирующих память и внимание.
«Из чего состоит»
Хорошее упражнение для детей 4-х лет, которое учит анализировать, думать и искать ответы. Оно не требует особенных условий и материалов. Суть состоит в том, что вы просите малыша рассказать, из чего состоит тот или иной предмет. Во время прогулки можно спросить у него, из чего состоят цветы, машины или деревья. Для того чтобы кроха смог ответить на эти вопросы, необходимо во время игр или рассматривания картинок акцентировать его внимание на мелких деталях, рассказывать о них и перечислять их названия.
«Где можно увидеть»
Это упражнение отлично развивает мышление, внимание и память. Вы можете спросить у ребенка, где можно увидеть дерево, автомобиль, стул, кошку, кастрюлю и т.д.
«Съедобное — несъедобное»
Развивающая игра, которая учит ребенка думать и рассуждать. Прежде чем начать играть, необходимо объяснить малышу, что значит съедобное и несъедобное.
Очень полезными для детей 4-х лет являются и графические развивающие задания.
«Соедини по точкам»
Эта игра позволяет малышу понимать последовательность действий и способствует развитию моторики, что особенно полезно, ведь в 4 года уже можно начинать готовить руку к письму. Суть игры заключается том, что ребенок должен последовательно соединить несколько точек, чтобы в итоге получилась картинка.
«Дорисуй предмет»
Полезная для детей игра, развивающая воображение и способность выделять из целого отдельные составные части. Это должны быть изображения простых, хорошо знакомых крохе предметов или геометрических фигур.
Умственное развитие ребенка зависит от многих факторов. Не стоит сравнивать своего малыша с другими и добиваться соответствия всем перечисленным нормам и требованиям – эти данные можно использовать лишь в качестве ориентира, который позволяет понять, чему нужно уделить повышенное внимание. Упражнения и игры, формирующие логическое мышление и развивающие память, должны быть веселыми и занимательными для ребенка.
Читайте далее:
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: