Влияние моторики рук на развитие речи

Мелкая моторика рук, это комплекс упражнений, в которые вовлечены маленькие мышцы. Такие движения требуют специального развития и навыков, т. к. это небезусловные рефлексы. Учёные всего Мира уже давно доказали взаимосвязь между частыми движениями пальцев рук и головного мозга в целом. Об этом знали ещё во II Веке до нашей эры Китайские целители. Восточные учёные пришли к выводу, что каждый палец несёт влияние на определенные внутренние органы.

Отечественный учёный В.М.Бехтерев доказал своими многочисленными работами влияние манипуляции кистей рук на развитие речи. Если каждодневно заниматься такими упражнениями, можно улучшить качество произношения звуков, а, значит, развить речь.

Работы М.М.Кольцовой показали, что каждый пальчик действует на тот или иной импульс головного мозга.

Это необходимо применять в работе со всеми детьми, особенно если есть задержка умственного или речевого развития.

razvivashki-2


Что развивает мелкую моторику

Есть определённые занятия, которые направлены на развитие мелкой моторики ребёнка.

  • Разнообразные игры с пальчиками малыша. Есть масса забавных прибауток, где можно подключать движения пальчиками. Конечно, это относится к тем детям, которым уже исполнился годик или больше. Тут ребёнок сам должен воспроизводить движения, повторять за взрослым.
  • Упражнения со сложными действиями, где необходимо что-то вытаскивать или, наоборот, вкладывать, перекатывать. Хорошим примером служит игрушечный домик с ключом. Можно использовать месяцев с девяти. Кроха всовывает ключик в замочную скважину и пытается повернуть.
  • Использование мелких предметов, которые неудобно брать в ручку.

Проверяйте на коробке с выбранной игрушкой ограничение по возрасту, для каждого ― свой размер деталей. И не оставляйте с такими играми ребёнка без присмотра.

  • Очень хорошее влияние оказывает обыкновенное рисование карандашами и фломастерами. Карапуз будет увлечённо выводить свои первые шедевры, поражаясь многообразию возникающих цветов на листах бумаги, а через такое занятие великолепно будут тренироваться его пальчики и речь.
  • Одевание кукол, застегивание молний, пуговиц. Просите ребёнка помогать вам. А затем хвалите его усердие, даже если у него это пока плохо получается.

В Китае очень развиты упражнения с шарами из металла или камня. У нас это заменили на грецкие орехи. Их перекатывают между ладонями, по столу. А ещё прекрасное действие оказывает всем известный простой карандаш, точнее, его катание между пальчиками двух рук. Не стоит забывать и про спортивные упражнения, например, лестницы. Пусть ребёнок лазает по ним, развивая ладошки.

Но самым прекрасным инструментом служит каучуковый мячик. В продаже можно найти разнообразные размеры и цвета, благодаря материалу он не выскальзывает из маленьких ручек. Игры с таким предметом являются хорошей тренировкой мелких мышц, побуждают ребёнка к общению и отвлекают. Развивают мелкую моторику, координацию, воображение. Обычное сжимание, разжимание в обеих руках, перекатывание по столу, между ладошками, броски мяча из одной руки в другую. Самые различные манипуляции усиливают взаимосвязь между рецепторами пальчиков и отделами головного мозга, отвечающими за речь. Ребёнок радуется.

k

Мелкая моторика грудничков

Но это всё упражнения для более старших деток. А как же быть с грудничками? Ведь им тоже нужно тренировать свой мышечный аппарат на ладошках. Даже когда новорождённый абсолютно здоров. Это поможет ему в дальнейшем легче произносить свои первые слова. Ну а если есть предписания врача, например, из-за высоких тонусов, тогда гимнастику нужно проводить обязательно. Начинать можно месяцев с трёх. Просто массируете пальчики на обеих ручках и ножках по очереди. А когда кроха достигнет возраста 5―6 месяцев эти манипуляции можно разбавлять короткими четверостишиями:

Маленькие зайчики, розовые пальчики.

Этот зайка хочет кашки,

Этот, хочет простоквашки,

Этот зайка хочет спать,

Этот, поозорничать.

А зайчишка-крошка, спрятаться в ладошку!

Понятно, что каждый зайчонок обозначает пальчики. Произнося стишок, массируйте поочередно подушечки от большого пальца к мизинчику.

Замечательная народная игра «Сорока ― сорока», «Коза ― рогатая», «Ладушки». Включаем фантазию. Чем старше становится ребёнок, тем ему интереснее такие весёлые манипуляции. Просите его повторять за вами, когда он будет уже владеть своими руками.

103

Какое действие оказывает мелкая пальчиковая гимнастика

Такие занятия побуждают к тому, что подаётся сигнал в головной мозг ребёнка, а именно в ту часть, которая отвечает за речевое развитие.

  • Игры способны расслабить ребёнка, создать положительный эмоциональный фон.
  • Малыш будет учиться концентрировать внимание.
  • Тренируется память. Ведь нужно запомнить столько интересных манипуляций и повторить их. А если это ещё проходит в стихотворной форме, трудиться нужно вдвойне. Тогда развивается речь, слова произносятся чётче.
  • У ребёнка будет прекрасно работать фантазия и воображение.
  • Происходит тренировка мышц пальчиков, что делает их более гибкими и пластичными.

Как проводить занятия с малышом

Если кроха уже способен за вами повторять, начинать нужно в медленном темпе. Ему необходимо освоится. Показывайте каждое движение, задействуйте обе руки. Левая ― отвечает за работу правого полушария, а правая ― за работу левого. Есть множество специальных игр с картинками. Деткам это нравится. Когда малыш всё запомнит, он будет сам воспроизводить движения и рассказывать при помощи рук целые истории.

Но развитие пальчиков рук не единственный фактор, который управляет речевой зоной мозга. Даже если кроха пока не умеет разговаривать, ему нужно всё показывать и объяснять. Когда он научится ходить, просите его принести вам ту или иную вещь. Читайте книги, изображая голоса животных. Показывайте крохе, какие звуки произносят звери, просите его воспроизвести. Только в комплексе вы добьётесь результата.


Похожие публикации