Как сделать доску для развития мелкой моторики

Когда о моторике говорят специалисты, то подразумевается последовательность движений, которые необходимы для выполнения той или иной, но вполне определенной задачи. Каждое движение — это совокупность физических и ментальные «ингредиентов», т.е. действие подразумевает согласованную работу определенного количества систем организма:

  • опорно-двигательной системы;
  • ЦНС и периферической нервной системы;
  • системы органов чувств.

Моторные действия дифференцируют на моторику определенных органов, на действия крупно- и мелкомоторного характера. Эти выделенные виды используют разные мышечные группы тела. Так, например, кода мы берем тремя пальцами ложку или пальцами ноги пытаемся поднять упавший карандаш, или катаем между пальцами шарик, то все это проявления мелкой моторики. Ее навыки мы видим в «пинцетном захвате» (двумя пальцами) миниатюрных вещей, в вырезании и рисовании, в застегивании крючков и пуговиц, в завязывании узлов и других «тонких» движениях. Т. е. мелкая моторика — это множество согласованных действий различных систем человеческого организма в выполнении мелких, «тонких» и точных движений.

Цель тренировки мелкомоторных функций

В нашем мире объем информации, которую нужно переработать, усвоив ее полезную часть, возрастает быстрыми темпами. Поэтому более высокие требования касаются и малышей. Для того, чтобы помочь ребятам одолеть ожидающие их трудности нужно помочь им с полноценным и своевременным формировании речи, поскольку благодаря ей происходит развитие отвлеченного мышления, через нее выражаются мысли. Всякая задержка с развитием речи может привести к плохому пониманию материала, к бедному запасу слов. А это, в свою очередь, делает трудным общение и может практически «выключить» ребенка из игры или учебного процесса. Обеспечить выполнение приведенного выше главнейшего условия успешного обучения можно путем тренировок, направленных на развитие мелкой моторики. Существует такой рисунок, который называют «Гомункулусом Пенфилда». На нем изображен срез головного мозга, с указанными в коре зонами, отвечающими за движения от пальцев ног до речепродуцирующих частей тела. Если напротив каждой зоны нарисовать соответствующую часть тела, то получиться такой утрированный человечек. Для этого изображения характерны две вещи, мимо которых не прошли в свое время ученые. Речевая зона и кисть составляют приблизительно по 1/3 гомункулуса, ну и оставшаяся часть — это все остальные части тела. Это раз. А второй момент — речевая зона и зона кисти граничат между собой. Было доказано, на научном уровне, существование прямой связи между состоянием моторных навыков пальцев кисти и уровнем речевого развития. Помимо речевой, мелкомоторная деятельность взаимодействует с другими когнитивными функциями.

Girl (2-4) threading beads on to string, close up, elevated view

Методы стимулирования мелкомоторных движений

Ускорить развитие можно несколькими способами. Например, такими как:

  • игры с мелкими предметами (пуговицы, скрепки, бобовые и т.д.);
  • массаж стоп и кистей;
  • игры для пальцев рук (пальчиковые);
  • «художественные» поделки (лепка, вышивание, плетение и т.д.).

Ценным помощником в этом деле могут стать развивающие поделки, игрушки, которые родители могут сделать своими руками. Например, самодельные доски, или сенсорные панели, развивающие мелкую моторику.

Виды самодельных сенсорных панелей

Все сенсорные панели, которые изготавливаются своими руками в домашних условиях можно распределить по материалу основы

  • мягкие;
  • жесткие.

Мягкие изготавливаются на ткани или картоне, жесткие на деревянных, ДСП (ДВП) листах, и тому подобных материалах.

По мотиваторам моторики, изготавливаются с применением:

  1. Швейной фурнитуры (шнуровок, молний, пуговиц, тканей разной фактуры и т.п.) и сенсорных мешочков. Чаще выполняется в мягком исполнении.
  2. Дверной фурнитуры (замки, щеколды, навесы, звонкии т.п.), шестереночный механизм. Чаще изготавливаются на листах ДВП.
  3. Различных закрывающих элементов (крышек пластиковых бутылок, закрывающих элементов тетрапаков и т.п.) — делаются с одинаковым успехом в жесткой и мягком исполнениях.
  4. Резинок для денег/для волос разных цветок и канцелярских кнопок-втулок – выполняются на дереве и листах ДСП.
  5. Электронных компонентов — прерывателей электроцепей (кнопочных, тумблеров, рычажных), светодиодов, ламп СКЛ, частей фонариков, отражателей старых телефонных аппаратов с дисковым наборным устройством, розеткой и штекером электропитания, старые панельные элементы от калькуляторов и мобильных телефонов и т.п.- выполняются на дереве.
  6. Комбинированные – сочетающие в себе компоненты разных видов досок.

iul

По мотиваторам к игре:

  • выполненные в форме сюжетно-ролевой игры (городская улица с машинками, морской порт, лесная поляна т.п.);
  • с использованием обучающих картинок (с изображением животных, овощей/фруктов, игрушек) и картинок сюрпризов;
  • без использования таких дополнительных средств мотивации.

По активности комплектующих:

  • активные – с работающими светодиодами, лампами и замками, задвижками (они позволяют открыть дверцы, окошки и т. п.);
  • пассивные – фурнитура не позволят выполнять дополнительные действия (например, щеколда закреплена на основу, ее можно подвигать, но она ничего не открывает).

По возрастному диапазону ребенка, для которого такая «развивалка», выполненная своими руками, предназначена: от 6 до 12 месяцев, от 1 до 2 лет, от 2 до 3 лет и т.д.

Изготовление доски для развития пальцев

Перед изготовлением доски своими руками нужно определиться с тем, что у вас есть в наличии из материалов, и насколько сложную вы готовы, хотите и можете создать игрушку-«развивалку». Затем выбираем материал и приступаем. Несколько примеров таких игрушек, изготовленных своими руками, вы можете найти ниже.

Игровая панель, выполненная своими руками с использованием листа ДВП (дерева/оргстекла), резинок для денег и канцелярских кнопок втулок (фото 1) – хорошо подходит для стимулирования пространственного мышления и воображения. Единственным требованием является качественное закрепление кнопок и надзор за крохой во время игры, чтобы он случайно не извлек кнопку и не поранился.

120521170308

Сенсорные панели, выполненные своими руками из швейной фурнитуры, подойдут ребенку от 6 месяцев. Это может быть мягкий коврик, сшитый и закрепленный на стене (фото 2). Либо игрушка, выполненная на ДСП (ДВП/дерева). Для изготовления «развивалки» на ДСП нужно вырезать несколько кусочков ткани разной фактуры, и приклеить их к основе, затем можно приклеить камешки, бусины и пуговицы (все, что вы у себя нашли) для стимулирования тактильных ощущений малыша. Внизу полотна основы на крючочках закрепляются сенсорные мешочки (по одному из пары) с разными крупами. Ребенок может ощупывать мешочки, находить им пару и снимать с крючка, укладывая вместе (фото 3). На такую доску можно добавить ботиночек со шнуровкой, молнию и т.п. (фото 4).

Конструкции, собранные своими руками, из пластиковых бутылок отличаются большим разнообразием, выполняются, как в виде тематических картинок (фото 5), так и в виде рядов цветных крышек (фото 6, фото 7). Если используется картонная основа, то горлышки от бутылок приклеиваются термоклеем, если деревянная, то закрепить их лучше с обратной стороны с помощью маленьких саморезов. Т.е. приклеенные бутылки детки часто отрывают. Это один из самых простых вариантов «развивалок» такого класса. Изготовление не занимает много времени. Требуется с помощью ножа отрезать горлышко бутылки, оставляя запас пластика для закрепления горлышка. В основе проделываются отверстия, в которые вклеиваются горлышки, накручиваются крышки. Украсить основу вы можете по своему вкусу или желанию вашего чада.

«Развивалки», выполненные своими руками с использованием дверной фурнитуры (фото 8) и электрокомпонентов (фото 10), довольно сложны в монтаже, и чаще всего требуют задействования папы. От его возможностей и навыков зависит, какую развивающую модель он соберет, и как долго ребенок будет играть с ее элементами. Предлагать малышу подергать за рычажки и кнопочки можно с 6 месяцев. С каждым месяцем он будет осваивать все больше деталей. Если ее компоненты, например лампочки и звонки будут действующими, то она сохранит свою актуальность и когда крохе исполниться 2-3 года.

Комбинированные изделия наиболее популярны среди родителей (фото 10). Они позволяют организовать развитие, как моторных навыков, так и атрибутов логического мышления, воображение, обучить карапуза счету, цветовой гамме и т.п.

1435519035_1328811462_p1_4

Правила безопасности при использовании сенсорных «развивалок»

  1. Доска должна быть хорошо закреплена, тогда ребенок может играть в одиночестве, либо, если панель переносная, не оставляйте малыша одного.
  2. Материал, из которого она изготовлена, должен быть гладким (без заноз) и не токсичным.
  3. Все предметы должны быть качественно закреплены, лучше саморезами. Если это пуговицы ли бусы, они должны быть хорошо пришиты. Чтобы малютка не мог оторвать и проглотить один из них. Дети имеют цепкие пальчики в любом возрасте, и способны разобрать предметы, которые вы считали неразборными.
  4. Все игровые компоненты должны быть рабочими, без дефектов, кнопки нажиматься, тумблеры переключаться и т. д.

Существуют такие игрушки и заводского изготовления. Как правило, это отдельно основа с замками или шнуровкой и т. п. Можно приобрести готовый вариант. Но, как свидетельствует опыт, конструкции, придуманные и собранные родителями своими руками, воспринимаются ребенком с большим энтузиазмом и дольше удерживают его внимание.


Похожие публикации