Социальное развитие у детей дошкольного возраста

Социокультурное развитие касается взаимодействия маленьких воспитанников со всеми, кто заинтересован в их благополучии. Старшие передают младшим знания и накопленный опыт, чтобы помочь понять особенности поведения, принятые в социуме. Важно, чтобы они приняли культурные ценности, нормы, установки, требующиеся для успешной адаптации.

Социальное развитие у детей дошкольного возраста

Уже в детстве у воспитанников проявляются индивидуальные особенности и возможности. Этот период требует особенного внимания, когда нужно развивать способности ребенка. Он легко овладевает теоретическими знаниями и практическими способами существования в окружающей среде.

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста происходит при активном участии взрослых. Они направляют деятельность, контролируя ее, чтобы в будущем вырос гражданин своей страны, готовый совершать поступки и делать добрые дела.

Особенности социального развития детей

Социализация подразумевает формирование первоначальной культурной базы. Общаясь, малыш учится жизни, подчиняясь правилам. Теперь ему понадобится учитывать не только свои желания, но и интересы другого ребенка.
Окружающая среда способна повлиять на развивающуюся личность. В ней осуществляется воспитание, и закладываются основы поведения. Это понятие включает в себя не просто картину мира с домашними вещами, дорогами, деревьями, машинами. Нельзя не учитывать людей, находящихся в постоянном взаимодействии. Нормы поведения, принятые в обществе, необходимо начинать усваивать с детства.

Влияние взрослых на воспитание малыша очевидно. Дети с интересом наблюдают за действиями людей. Каждое знакомство привносит в жизнь ребенка элемент новизны. Взрослые формируют его личность, воздействуя на него прямо или косвенно, для которого выступают в роли образцов для подражания. Родственники в семье демонстрируют свои знания, показывают наглядно, как обращаться с вещами и относиться к людям.

Задача ребенка унаследовать то, что он видит, скопировать для себя. Усвоенные нормы поведения позволят ему успешно контактировать с другими детьми. Положительный опыт общения влияет на эмоциональное благополучие малышей. Дошкольный период – время, когда начинает формироваться личность. Воспитание – процесс, которому нужно уделять время постоянно. Установки, которые получают дети, и их поведение связаны между собой. Причем необязательно, чтобы эта связь сразу проявлялась отчетливо.

Этапы социального развития

Дошкольный возраст можно разделить на три этапа. Каждый период имеет свои особенности.

  1. 3года. Возрастнойпериод, когдамалышутребуетсяобществосверстников. Дляребенка, посещающегодетскийсад, созданыподходящиеусловиядляадаптации. Емуприходитсяприниматьнормыповедения, чтобыегосверстникизахотелиснимиграть. Вадаптационныйпериодмаленькимдетямтребуетсяпомощьсосторонывзрослых. Эмоциональноесостояниемалышейвкоммуникативнойсредебудетпроявлятьсяадекватно, еслионичувствуютподдержкуиодобрение. Родительиливоспитательдолженвовремяподсказатьсвоемуподопечному, чтоделатьвтойилиинойситуации. Малышдолженпонимать, чтотакоеплохо. Емунеобходимознать, можноли, неспросивразрешения, братьчужуюигрушку, хорошолиделитьсясдругими, почемунельзяобижатьсверстников, стоитлиприслушиватьсякстаршим. Крометого, существуютещеправилаповедениязастолом.
  2. Отчетырехдопятилет. Возрастнойпериодотличаетсяотпредыдущего. Ребенканачинаютинтересоватьответынамногочисленныевопросыобовсем. Чтобынанихответить, нередковзрослымлюдямприходитсяполоматьголову. Общаяхарактеристика – этопериодпервогодетства. Эмоциональноеобщениешкольникастановитсябогаче, ононаправленонапознаниеокружающегомира. Неправильноевоспитаниезакрепляетэгоизмичрезмернуютребовательностькдругим. ПомнениюамериканскогопсихологаАрнольдаГезелла, большаячастьпотокаразвитияпроходитвпериодотодногогодадочетырехлет. Малышобщаетсявосновномпосредствомречи. Онееактивноиспользует, чтобыобменятьсяинформациейиобсудитьвсе, чтовидитислышит, спапойилимамой.
  3. Отшестидосемилет. Период, когдадлякоммуникациихарактерналичностнаяформа. Теперьребенкаинтересуетчеловеческаясуть. Необходимопостоянноразъяснять, чтопроисходит. Взрослыедолжныспониманиемотноситьсякдетям, даватьимсоветыиподдерживатьих. Характеристика, даннаяэтомувременномуотрезку, свидетельствуетоеговажностивстановленииребенкакакличности, потомучтоначинаетформироватьсяегоиндивидуальность.

От чего зависит социализация детей

К социальным факторам, влияющих на воспитание малышей, относятся следующие:

  • семья;
  • дошкольное учреждение;
  • окружение;
  • деятельность;
  • передачиифильмыдлядетей;
  • песни, книги;
  • природа.

социальное развитие

Это социальная среда детей, в которой они растут и развиваются. Чтобы воспитание было полноценным, требуется гармонично сочетать различные методы.

Средства социального воспитания дошкольников

Период дошкольного возраста – отрезок времени, который является оптимальным для развития моральных и коммуникативных качеств. Ребенок общается со всеми, кто есть в его окружении. Его деятельность постепенно усложняется, он налаживает контакты со сверстниками, чтобы участвовать в игре. Социальное воспитание сводится к созданию педагогических условий, позволяющих всесторонне развивать личность человека. Духовная и ценностная ориентация маленького индивида должна быть позитивной.

Средствами для социального воспитания служат:

  • игроваядеятельность;
  • общение;
  • организациябеседнаразныетемы;
  • обсуждениепоступковдетей;
  • упражнениядляразвитияречиирасширениякругозора;
  • чтение.

Основным видом деятельности в этом возрасте считаются сюжетно-ролевые игры. Играя, малыш перенимает необходимые модели поведения. Он выполняет определенные действия, проигрывая конкретную жизненную ситуацию. Ему интересно, как люди строят свои отношения, он начинает задумываться над смыслом трудовой деятельности взрослых. В играх малыши стараются точно имитировать приемы поведения, увиденные в реальной жизни или кино. Игры-ситуации позволяют побыть в роли мамы или папы, официанта или бизнесмена.
Становление социальной сущности человека возможно только в обществе. А.Н. Острогорский отмечает, что игра позволяет детям перерабатывать впечатления и знания из окружающего мира. Такая деятельность для них является ценной социальной практикой.

развитие ребенка

Исследования, проведенные В.П. Залогиной, Р.И. Жуковской и другими, доказали, что ролевые игры социальны по мотивам, функциям и структуре. Роль игры на воспитание в дошкольном возрасте существенна.

Как помочь ребенку развить социальные навыки

Социальная ситуация развития дошкольника способствует становлению гармоничной личности. Характеристика периода – значительная самостоятельность в общении.

Положительное эмоциональное состояние находит отражение в манерах и правилах поведения, которых ребенок старается придерживаться. Необходимо научить воспитанника сочувствовать людям и помогать им.

Действенную помощь могут оказать следующие советы:

  1. Разговаривайтесдетьми. Общениепозволяетустановитьконтактсмалышом, иегоречьбудетбыстрееразвиваться.
  2. Научитедетейбытьвнимательнымипоотношениюкокружающим. Еслиребеноквырастетэгоистом, емусложнобудетпонять, чтоудругихтакжеимеютсясобственныепотребностиижелания.
  3. Воспитываясвоечадо, проявляйтелюбовьиласку. Неследуетгрубокричатьнамалыша. Настаивайтенасвоейпозиции, ноговоритьспокойно, неповышаяголоса.
  4. Учитебережномуобращениюсматериальнымиценностями. Еслионвзялигрушкуусвоегодруга, толоматьеенельзя.
  5. Приучайтеделитьсясвоимиигрушками. Этопозволитемубыстронаходитьновыхдрузей.
  6. Создайтедлямалышакругобщения. Когдакребенкуприходятдрузья, онсможетбыстреезакрепитьпринятыевобществемоделиповедения. Игратьсосверстникамионможетдома, вдетскомсадуиливодворе.
  7. Хвалитедетей, еслионихорошосебяведут. Когдамалышулыбаетсяислушается, егонужнопохвалить.
  8. Поощряйтевнимательноеотношениеклюдям. Учитевоспитанникаазамнравственностинапримерахжизненныхситуаций.

Если для малышей создавать благоприятные условия для развития и раскрыть их творческий потенциал, то социальное развитие дошкольников будет правильным.

Похожие публикации