Аспекты социального развития ребёнка

С раннего детства необходимо заниматься социальным развитием малыша. Ребёнка нужно приучать к традициям, ценностям и культуре окружающего общества, нормам и правилам поведения, чтобы он мог адаптироваться к жизни в любом коллективе. Обучение ребёнка происходит посредством общения и копирования поведения взрослых. На социальное развитие наибольшее влияние оказывает семья и детский сад.


Особенности социального развития ребёнка 3 лет

База для социального развития у детей формируется в семье. Она связана с отношением мамы и папы к своему чаду с самого рождения, с отношениями между всеми членами семьи, с культурой поведения, которой придерживаются все домочадцы. Малыш как губка впитывает в себя всё что видит и слышит. Дома от папы и мамы он получает самое большое количество информации об окружающем мире.

В 3 года ребёнок начинает активно проявлять инициативу, независимость и самостоятельность. Родители всё чаще слышат от него фразу «Я сам!» Ни в коем случае нельзя ограничивает его самостоятельность. Наоборот, нужно давать ему задания (соответствующие его возрасту) и хвалить за их выполнение.

общение

В 3 года малыш:

  • начинает верить в свои силы;
  • радуется, когда его заслуженно хвалят;
  • хочет соответствовать требованиям родителей, ждёт одобрения от них;
  • испытывает чувство гордости за свои достижения («Мой рисунок самый лучший!») или за своих родителей («Мой папа самый сильный»);
  • выражает недовольство, когда ему в чём-то отказывают, может упрямиться, выражать протест слезами и криком («Купи шоколадку!»);
  • огорчается и стыдится, если с чем-то не справился;
  • ревнует, если мама или папа проявляет внимание другому малышу, сравнивают не в его пользу.
Необходимо помнить, что дети следуют не советам родителей, а их примеру.

После 3 лет ребёнок начинает задавать много вопросов, большинство из них адресуется родителям. У него уже сформирован большой словарный запас, благодаря которому он вступает в беседы, высказывает свои мысли.

Социальное развитие детей в коллективе

В 3 года большинство детей начинает ходить в детский сад. Для них это становится первым опытом нахождения в большой группе сверстников без мамы или папы. Для социальной адаптации требуется время. Ребёнку приходится учиться делиться игрушками, играть вместе с другими детьми, уступать место, сотрудничать.

Для социального развития 3-летнему малышу обязательно нужно общаться с другими ребятами. Так что если он не посещает детский сад, родители должны гулять с ним на детских площадках, где много детей. Малыша можно водить в различные кружки (танцевальный, музыкальный, гимнастический, рисования, лепки и другие), где он будет не только общаться со сверстниками, но и развиваться разносторонне.

Ребёнок в 3 года ещё очень привязан к родителям. Мама и папа должны учить его знакомиться, играться и общаться с другими детьми в песочнице и на игровых площадках. Необходимо учить его считаться с интересами других детей.

общество для ребенка

До 3 лет дети обычно играют по отдельности. После 3 лет они начинают взаимодействовать друг с другом. В этом возрасте игры основываются не на игрушках, а на воображении. Дети начинают играть в ролевые игры, где каждому достаётся своя роль, а сюжет игры строится вокруг реальных ситуаций из жизни взрослых. Сюжет для игр придумывается на основе увиденного в жизни, по телевизору или прочитанного из книг.

В 3 года у детей формируется разграничение мужского и женского. Так сюжетом воображаемых игр у мальчиков обычно становятся военные действия (с другими людьми, пришельцами, другими вымышленными монстрами), а у девочек — «дочки-матери», в доктора и пациентов, продавца и покупателей в магазине, поваров на кухне и т.п.

В играх с другими детьми 3-летний ребёнок уже может не отбирать понравившуюся игрушку, а применять коммуникативный способ, позволяющий её получить. Это может быть просьба, хитрость или обмен.

Основные признаки правильной социальной адаптации в 3 года:

  • проявление лидерских качеств;
  • нормальное общение с другими детьми;
  • способность прислушиваться к мнению окружающих.

Как развивать социальную сферу 3-летнего ребёнка

Чтобы способствовать социальному развитию ребёнка в 3 года, необходимо:

  1. Относиться с уважением к малышу, демонстрировать свою любовь.
  2. Формировать у ребёнка положительное мнение о себе, хвалить, верить в его силы и способности.
  3. Учить понимать чувства других людей, сопереживать им, проявлять симпатию и отзывчивость.
  4. Демонстрировать, как нужно общаться в обществе и семье.
  5. Предоставлять свободу действий и выбора (в разумных пределах).
  6. Учить заботиться об окружающих, находить общие интересы, уметь делиться, не быть жадным.
  7. Помогать осваивать различные способы взаимодействия с другими людьми: играть вместе или наоборот, не мешать друг другу, уметь сотрудничать.
  8. Учить хорошему поведению и другим правильным вещам при помощи книг, фильмов и мультфильмов, развивающих телепередач, музыкальных произведений.
  9. Воспитывать вежливость. Ребёнок должен уметь здороваться, благодарить и т.д.
  10. Объяснять, что такое хорошо и что такое плохо.

соц развитие

Родители должны создавать тёплый и спокойный микроклимат в семье. Они должны быть авторитетами для малыша, подавать ему пример правильного поведения, дружеского и уважительного взаимоотношения.

Развитие социальной сферы ребёнка неразрывно связано с речевым, психически и эмоциональным  развитием. Общаясь в коллективе, малыш узнаёт много нового, учится у других детей и чему-то учит их. Тем не менее, основы социального развития закладываются именно в семье. Поэтому родители должны следить в первую очередь за собственным поведением и отношениями между собой, а уже потом учить ребёнка советами.


Похожие публикации