Как привить художественно-эстетическое восприятие детям?

Один из наиболее важных разделов педагогики посвящен формированию художественного вкуса у детей. Его прививание позволяет вырастить гармоничную и изобретательную личность, развить в крохе любовь к искусству, научить ценить изящество окружающего мира, понимать и создавать прекрасное на благо всего человечества.

Наши дети – это отражение нас самих, они с первых месяцев жизни слышат и запоминают наши слова и подражают нашим поступкам, поэтому начинать процесс становления личности желательно как можно раньше. Практически с самого рождения груднички обращают внимание на яркие погремушки, блестящие предметы и насыщенные цвета, и всем свои видом показывают нам непреодолимое стремление дотронуться до желаемого объекта, а удовлетворенные потребности вызывает в них бурю восхищения и восторга.

Во время чтения стихов и сказок, просмотра ярких иллюстраций в книжках, прослушивания песен и красивой музыки, или в процессе игры с красочными цветными игрушками, дети испытывают множество приятных эмоций, возникающих у них на подсознательном уровне. По мере взросления и развития, бессознательные эмоции шаг за шагом трансформируются в осознанные, развивается художественно-эстетический вкус, появляется тяга к живописи, музыке, танцам или другим видам деятельности, а вопрос родственников и воспитателей обнаружить и усовершенствовать эти наклонности.

Не надо забывать, что эстетическое становление, это довольно сложный и трудоемкий процесс, требующий от педагогов огромного терпения и целеустремленности. Прежде всего, грамотный преподаватель обязан обратить внимание на личностные особенности характера, выявить влечение к той или иной сфере творческой деятельности и помочь малышу правильно распорядиться своими способностями.

Когда следует начинать эстетическое воспитание?

Оптимальное время для начала эстетического развития – это младший дошкольный возраст. Именно в этот период кроха активно изучает окружающую среду, учится мыслить самостоятельно, совершать осознанные поступки и общаться с людьми. Каждый день малыша наполнен новыми впечатлениями, которые он получает не только из повседневного быта или социального общения, но и от созерцания художественной и природной красоты, оказывающей огромное воздействие на формирование незаурядной личности.

Методы и средства

В современной педагогике существует множество методов и средств, с помощью которых наставники и родители способны привить детям дошкольного возраста идеальный вкус и чувство прекрасного. Выбор средств для становления личности напрямую зависит от ряда социально-бытовых факторов, среди которых можно выделить:

  • возраст
  • постоянную среду проживания
  • национальность
  • привычные устои его семьи
  • место, где организуется творческая деятельность (детский сад, развивающий центр, дом)
  • количество и особенности получаемой информации

Культурное становление дошкольников можно разделить на два направления, тесно переплетающихся друг с другом. Каждое направление использует свои средства воздействия и ставит перед собой определенные цели. В первом случае, ставится задача научить подрастающее поколение воспринимать и ценить изящество в большом мире, природе, художественных и музыкальных творениях, людях и их поступках, а второе направление стремится обучить созданию художественной красоты: танцам, рисованию, декламации стихов, пению и другим видам деятельности.

Тем самым основные вопросы педагогов, заключаются в обучении детей не только воспринимать окружающую красоту, но и обладать желанием создавать ее начиная с самого раннего детства!

Методы и средства эстетического совершенствования классифицируются по двум категориям, способу получения информации и типу организации деятельности. В первом случае их можно разделить на речевые и показательные. При показательном методе ребенок напрямую знакомится с искусством, разглядывает картины, слушает музыку или литературные произведения. При речевом, напротив, педагог пытается донести материал до детей в устной форме, а затем проверяет глубину полученных знаний, задавая наводящие вопросы.

Организация деятельности также делится на два направления, в одном из которых преподаватель ставит перед воспитанниками конкретные задачи: например, с помощью дидактического материала разучить песню или стихотворение, а в другом предлагает проявить фантазию и создать что-нибудь самостоятельно (к примеру, слепить или нарисовать), принимая в процессе созидания косвенное участие, наблюдая, помогая советом и контролируя выполнение.

Как создать необходимые условия в кругу семьи

Одна из главных проблем успешного воспитания детей – это их постоянное, ежедневное окружение, атмосфера в которой они живут и развиваются. Чтобы малыш рос в мире изящества и гармонии, умел видеть и ценить прекрасное, и с самого детства приобщался к культурной деятельности, вокруг должна царить красивая обстановка, ему нужно наблюдать за добрыми и уважительными отношениями между людьми, слушать правильную речь, приобщаться к классической музыке и литературе, рассматривать картины и другие художественные ценности.

Обстановка в доме должна быть чистой и уютной, а в интерьере комнат присутствовать художественные и декоративные элементы: картины, гравюры, статуэтки и другие предметы искусства. Такое ежедневное окружение не только радует глаз и доставляет ребенку эстетическое удовольствие, но и побуждает его к самостоятельному творчеству.

Игра как одна из составляющих эстетического развития

Одним из ярких способов проявления творчества с уверенностью можно назвать стремление детворы подражать взрослым, копируя сюжеты из реальной и повседневной жизни. Играя они реализуют свои впечатления, полученные из окружающего их пространства. Любая начатая детьми игра, вначале не имеет определенного смысла. Задумки, возникающие в их маленьких головках, сменяются быстро, как картинки в калейдоскопе.

Со временем в играх детей постепенно проявляются особенности и реализм взрослой жизни, их развлечения становятся похожими на сценки из нашего обыденного жизненного уклада, они копируют повседневные события, которым мы не придаем особого значения, дополняя их выдуманными или сказочными персонажами. Такие сюжетно-ролевые игры, как «магазин», «больница», «дочки-матери», позволяют отлично развивать фантазию и воображение, и объяснять правила поведения в обществе, связанные с различными жизненными ситуациями.

Особенности творческого воспитания

Наряду с разнообразными играми, проявление детского творчества изначально зарождается в виде идеи, которая постепенно воплощается в творениях, созданных крохотными ручками. Ребенок собирает и анализирует все увиденные или услышанные ранее произведения искусства, и на основе этого исследования выражает в своих работах, личное впечатление от полученной информации.

Основная миссия педагогов создать комфортные условия для самостоятельной творческой деятельности, обеспечить их необходимыми материалами и инструментами для рисования, аппликации, лепки, подсказывать и направлять их креативные идеи в правильное русло.

Для легкого восприятия классической музыки в будущем, знакомство с ней надлежит начинать с самого младенчества. Родственникам и воспитателям предпочтительно подбирать специальные произведения, адаптированные к категории «для малышей», не перегружать психически-эмоциональное состояние крохи злоупотреблением классики, включать ее настолько часто, чтобы он получал удовольствие от услышанного. Замечательные музыкальные сочинения для самой маленькой аудитории созданы П.И. Чайковским.

Разнообразные оттенки эмоций и чувств, отраженные в звуках чудесной музыки, иной раз невозможно передать словами, а музыкальное воспитание развивает в маленьких эстетах отзывчивость и чуткость.

Прививать любовь к живописи желательно не с посещения музеев и картинных галерей, а с просмотра репродукций картин в художественных альбомах. Подходя к выбору полотен, надо обязательно учитывать возраст ребенка, показывая самым маленьким картины с персонажами любимых сказок, изображением знакомых животных или ярких натюрмортов. Ребятам постарше будут интересны пейзажи Шишкина, Левитана и Васнецова.

Начинать приобщение детей к театральному искусству лучше всего с коротких представлений для малышей, в кукольном театре. Впервые побывать на таком спектакле можно даже с полуторогодовалым крохой, а вот посещать музеи и выставки лучше всего ближе к 5 годам.

Собираясь в театр или на концерт, необходимо провести беседу, объяснив своему чаду всю важность предстоящего мероприятия, нарядить его в красивую одежду, чтобы он смог почувствовать торжественную атмосферу, царящую в храме искусства. После представления обязательно задайте ему ряд вопросов и расспросите о впечатлениях от увиденного.

Если заметите, что ребенок остался равнодушным к представлению, не настаивайте на скором повторном посещении, а сделайте небольшой перерыв, прежде чем снова решите приобщать его к миру искусства.

Развитие художественно-эстетического вкуса

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников основано на формировании в них художественного вкуса и умения замечать прекрасное в повседневной жизни. С самого нежного возраста заметна оживленная реакция детей на красивые вещи, которые их окружают, предметы домашней обстановки, яркие картинки в книжках, игрушки и одежду. Чтобы развивать вкус, заложенный в ребятишках природой, педагогам и родителям необходимо поддерживать и поощрять их тягу к прекрасному, ведь самые первые способности к творчеству проявляются именно в раннем возрасте. Любой родитель знает, насколько нравится ребятишкам дарить им подарки, созданные своими руками и, в свою очередь, должен поощрять и восхищаться их стремлением создавать и дарить собственноручно изготовленные изделия.

Наступающие праздники и дни рождения тоже не могут проходить бесследно для развития крохи, родителям и воспитателям нужно привлекать его к украшению комнаты или зала, созданию открыток, вырезанию снежинок или гирлянд для новогодней елки, и даже подготовки праздничного стола, доверив ему принимать участие в оформлении выпечки или салатов.

Роль природы в эстетическом формировании

Самое лучшее наглядное пособие для привития детворе безупречного вкуса – матушка природа. Научить ребенка видеть всю прелесть природной среды первостепенная задача его родных и близких. Начиная с самого юного возраста нужно организовывать экскурсии на природу, показывая малышу как гармонично устроен мир, учить его находить красоту даже в самых обычных мелочах, видеть необычное в любой капельке росы на травинке, или в крапинках на панцире крохотного жучка, знакомить с неповторимыми красками и тонами, присущими различным периодам года, а затем воплощать увиденное в своих рисунках, поделках или устных рассказах.

Эстетическое воспитание в условиях детского сада

Проблемы воспитания в условиях современной жизни, заключаются в атрофировании у сегодняшних детей таких чувств, как восхищение и удивление. Нынешнее подрастающее поколение – это заложники навязчивой рекламы, доступной в больших количествах в средствах массовой информации, а также ярые поклонники компьютерных игр, интернета и других новомодных игрушек, порой не имеющих никакого отношения к эстетике.

Цели, поставленные перед профессионально подготовленными педагогами и воспитателями, осуществляющими художественно-эстетическое развитие в образовательных учреждениях — привить детям хороший вкус, и научить их замечать и ценить изящество в окружающем их мире. Опытные воспитатели призваны создать для дошкольников комфортные условия, обеспечивающие наиболее правильное развитие индивидуума, организовать безупречную среду для тематических занятий и созидательной деятельности, и оказывать всяческую помощь и поддержку при взаимодействии с живой природой и искусством.

Первостепенная задача педагогов познакомить воспитанников с идеальными образцами музыки, живописи и литературы, и научить их любить и ценить любимые произведения.

Дети дошкольного возраста способны заниматься практически любым видом деятельности: лепкой, рисованием, аппликацией, пением, танцами, декламацией и даже сочинением стихов и рассказов.

Педагогические технологии раннего эстетического развития заключают в себе следующие виды занятий, направленные на формирование креативной и гармоничной личности:

  • развитие навыков изобразительного искусства
  • музыкальная подготовка
  • сюжетно-ролевые игры
  • занятие по культуре речи
  • основы физической подготовки
  • тематические занятия
  • выступления артистов
  • организация праздничных утренников

Все, без исключения, воспитанники детских садов принимают активное участие в организации праздников и утренников. Такие события являются мощными средствами в культурном формировании ребенка и надолго остаются в его памяти. Важным условием успешной организации утренника по праву считается грамотный отбор литературных и музыкальных произведений, сложность которых меняется по мере взросления участников.

развитие ребенка в 5-6 лет

Развитие художественно-музыкального восприятия детей зависит не только от педагогов образовательных учреждений, но и от семей, в которых они растут. Полное и прямое взаимодействие воспитателей и родителей позволяет развивать в по-настоящему изобретательную и интересную личность, и воспитывать нравственно и культурно сложившегося человека.

Инновационные технологии в эстетическом становлении дошкольников

В настоящее время в детских образовательных учреждениях наряду с использованием традиционных педагогических технологий находят применение технологии инновационные, основанные на следующих методах:

  • Исследовательский – его основные направления призваны утолять жажду детской любознательности и поощрять стремление к экспериментам и сбору новой информации.
  • Интегрирование – позволяет современным образовательным технологиям оптимизировать учебную нагрузку, и помогает осуществлять большее количество тематических занятий за короткое время.
  • Использование новых информационных технологий является отличным комплексным дополнением художественно-эстетического развития дошкольников.

Внедрение новых технологий, методов и средств позволяет вывести воспитание детей на совершенно новый, более высокий, уровень, научить дошкольника использовать в своем творчестве нетрадиционные технологии и техники, составлять рекламные проспекты, делать упаковки для подарков своими руками, и даже выступать дизайнером помещений или одежды.

Все, перечисленные в статье, средства оказывают положительное влияние на воспитание дошкольников и в индивидуальном и в комплексном применении. При их выборе наставник в первую очередь обращает внимание на возрастные и персональные особенности воспитанников, а также учитывает основные поставленные перед ним цели и задачи.

Похожие публикации