Особенности развития речи детей в 5 лет

При обучении и развитии речи ребенка 5-6 летнего возраста педагоги руководствуются «методикой развития речи». В этот период происходит закладка фундаментальных основ его словарного запаса. В дальнейшем лексикон будет непрестанно использоваться и пополняться.

От того, как будет развита речь ребенка в данном возрасте, зависит его дальнейшее развитие. В результате плохого речевого развития ребенку будет трудно адаптироваться в школьном коллективе в последующем. Он начнет комплексовать, общаясь со сверстниками и учителями. Ему понадобится консультация логопеда, психолога, дефектолога. Он не будет проявлять любознательности, стесняясь своего разговора. Если у ребенка речь развита, у него не возникнет комплекса общения в окружающей среде.

развиваем речь ребенка

Для сегодняшних детей характерно прекрасное ориентирование в современной технике. А вот развитие творческой речи при этом хромает. Для обучения детей 5-6 летнего возраста правильно говорить, педагогами создается специальная «Программа развития речи».

Программа развития речи

Ученые доказали, что природа многим наделяет ребенка от рождения. Еще находясь в утробе матери, он обладает способностями слышать и чувствовать. Родившись, ребенок пытается общаться – улыбается, лепечет, позже достигая года, начинает говорить слогами, словами, фразами и предложениями. Подрастая, ребенок начинает придумывать новые слова, следуя своей логике словообразований. Неспешно он осознает языковые явления. Если все это происходит стихийно, его речевые навыки будут невысокими. Для правильного освоения речи создают программу специального обучения детей 5-6 летнего возраста.

Важно помнить об индивидуальности каждого ребенка. Следует выработать индивидуальный подход к каждому дошкольнику.

Данная программа решает три основные задачи:

  1. Вызов интереса к речи у детей.
  2. Обеспечение ее творческого характера.
  3. Формирование у обучаемого стремления развивать собственную речь.

Программа для дошкольников 5-6 лет работает по следующим направлениям:

  • структурному. Формируются различные языковые уровни;
  • функциональному. Формируются навыки для непосредственного предназначения – идет языковое развитие, развивается речевое общение;
  • когнитивному. Формируется способность элементарно осознавать языковые и речевые особенности.

Показателем развития связной речи является то, как ребенок выстраивает предложение по структуре, и какие средства он для этого использует. Это умение формируется в диалоге педагога с ребенком, в котором педагог руководит мыслями обучаемого, и готовит его к монологу.

Под наблюдением педагога дошкольник строит простые предложения, позже их связывает. Ребенок обучается планировать и составлять пересказ. Высокие запросы выдвигаются к связной речи, когда ребенок пересказывает, а педагог ведет запись пересказа.

Когнитивное направление формирует у детей первое представление о словах и структуре предложений. Осознав словесный звуковой состав и состав предложений, ребенок подходит к освоению грамотности и учится оперировать языком. Также он начинает по-новому к нему относиться. Специальные занятия, направленные на развитие связной речи у детей, формируют ее высокую культуру, повышают уровень, делают речь точнее, выразительнее и художественнее. У дошкольников, проходивших такие занятия, успешнее проходит обучение год от года в дальнейшем. У них в жизни достигает хорошего развития речь любого вида.

девочка в классе

Речь развивается в играх, на различных занятиях, в общении. Главное развитие дают специальные языковые занятия. На них:

  • обогащается и активируется словарь;
  • прорабатывается смысловая сторона слов;
  • формируется грамматический речевой строй;
  • воспитывается звуковая речевая культура;
  • развивается осознание речи;
  • развивается умение произносить диалог.

Опорными точками задач, решающих вопросы развития речи есть:

  1. Пополнение словарного запаса, направленное не столько на количество слов в словаре, сколько на полное понимание их смыслового значения. Дети учатся выражать словами нужное содержание и связно их применять. С одного года словарь детей стоит развивать в качественном направлении.
  2. Лексические задачи решаются с помощью ознакомления дошкольников со словарными упражнениями, обогащающими словарь ребенка и готовящими его выполнять задания по связным высказываниям.
  3. Задачи, формирующие грамматический речевой строй, взаимосвязаны с лексическими задачами. Когда анализируется литературное произведение, рассматривается картина, составляя самостоятельные рассказы, дети 5-6 года от рождения осознанно используют нормы грамматики.
  4. Задачи, воспитывающие речевую звуковую культуру. К ней относятся произношение звука, скорость произношения, голосовая динамика, интонация. Все эти элементы, каждый по-своему, оказывают влияние на развитие связной речи детей 5-6 лет.

Дети 5-6 летнего возраста схватывают все мгновенно. Важно развивать у них эту способность.

На проводимом занятии следует сочетать задачи по развитию связной речи с иными. На некоторых занятиях детьми выполняются упражнения на лексику, фонетику и грамматику. Они также воспитывают умение давать ответы на вопросы, описывать предметы по признакам и самостоятельно о них рассказывать. Умение составлять связные монологи – одна из важнейших задач для дошкольников.

Оценка детских рассказов имеет большое значение. Вначале рассказ оценивает преподаватель. Затем слово дается детям. Умение оценивать рассказ является частью обучения формирования связной речи. Когда ребенку уже исполнилось три года жизни, его можно попросить оценить услышанный рассказ. Задать вопросы (что понравилось в рассказе, чем он интересен, кто является его героем и проч.) Дети 5-6 года от рождения уже самостоятельно оценивают свои высказывания.

Занятия решают и воспитательные задачи. На них происходит формирование нравственных личностных качеств. Дети учатся сопереживать, сочувствовать жизни персонажей, отделять отрицательных героев от положительных. Большое значение имеет сюжет художественного произведения. На него акцентируют внимание дошкольников для формирования этических представлений и нравственных чувств.

Метод коллективного рассказа является некой «живой моделью» рассказывания и формирует взаимоотношения между детьми, необходимые для коллективного творчества. При рассказе группой дети приобретают навыки общения друг с другом, учатся довариваться, приходить друг другу на помощь, выручать и проч. Эти навыки им потом пригодятся в жизни.

развитие речи

Формы коллективных рассказов могут быть разными. Такой метод совместного творчества формирует детские положительные взаимоотношения. Преподаватель должен учесть степень воспитания, жизни и развития детей. Задачи воспитания решаются во взаимодействии с иными задачами (речевые, эстетические и умственные задачи).

Проведение специальных занятий являются только частью работы по развитию связной речи. Окружающий мир, природа, явления жизни общества, художественная литература и другие предметы не входят в состав этих занятий. Знакомство с ними происходит на других занятиях. Так же большое влияние на речевое развитие ребенка происходит при его живом общении с педагогом.

При разговоре с ребенком педагог должен обращать внимание на эмоциональность и выразительность своей речи. Это имеет большое значение.

Когда приходит конец года, развитие ребенка достигает того, что степень владения связной речи становится автоматической. Такие дошкольники обладают высокой активностью в жизни, легко подключаются к играм, их движения связаны со словами.

Развитие связной речи у детей 5-6 лет процесс сложный. И поэтому к нему надо подходить со всей ответственностью и серьезностью, основываясь на разработанной «Программе развития речи» детей.

Похожие публикации