Как развить речь у дошкольника?

Этот процесс у дошкольников происходит постепенно, можно выделить основные шаги от рождения до школы:

  • до 2 месяцев – новорожденные чаще кричат;
  • 2 – 4 месяца – впервые появляется гуление;
  • 6 месяцев – стадия лепета;
  • с 12 месяцев до 3 лет – он начинает произносить свои осознанные слова;
  • с 3 до 5 лет – начинает строить предложения. У дошкольников начинается проявление диалогической речи. Многие пытаются рассказывать много и быстро. Речь может быть уже связной, но сбивчивой;
  • с 5 лет – словарный запас уже сильно расширился, продолжается обучение дошкольников диалогической речи. Произносит практически все знакомые ему слова, поддерживает диалог, составляет рифмы. В этом возрасте на родном языке речь должна быть связной.
Указанные теоретические временные рамки каждого из этапов соответствуют усредненным значениям. Если временное отклонение для любой из стадий составляет 1 – 2 месяца – такой процесс развития монологической и / или диалогической речи нормально.

Как узнать уровень речевого развития

Рекомендации по дальнейшему речевому развитию основываются на определении текущего уровня. На этом основании определяются принципы и приемы, необходимые в конкретном случае.

мальчик изучает

Для того, чтобы выявить, каким лексическим запасом обладает ребенок и правильно ли он понимает слова, которые использует, существует диагностика речевого развития. Технологии и приемы, на которых основана ее программа, состоят в демонстрации картинок с изображением предметов или каких-либо действий. Дошкольников обследуют в индивидуальном порядке.

Основные методики

Для того, чтобы помочь в освоении речи, учитывая особенности его развития, используются разнообразные современные методические программы.

Не может быть выбрана одна методика развития речи детей дошкольного возраста – применяться должен целый комплекс взаимодополняющих методик.

Главное при формировании базовых теоретических и практических навыков разговора – это общение. Основы речи закладываются с первых дней. Методические рекомендации включают в себя технологии работы, связанные с постоянным общением. Пока малыш еще не умеет говорить – нужно рассказывать ему.

Для того, чтобы было проще понять, как именно произносится тот или иной звук или сочетание звуков, непременно следует регулярно по несколько раз медленно и четко повторять их в присутствии ребенка. Важно, чтобы он не только слышал правильное произношение, но и видел артикуляцию.

Технологии работы по формированию связной диалогической речи должны включать в себя приемы, направленные на общее развитие. Следует уделять внимание мелкой моторике – это благотворно сказывается на его умственном развитии. Много времени это не займет – четверти часа игр и пальчиковой гимнастики ежедневно будет вполне достаточно.

речь ребенка

Пользу принесет дыхательная гимнастика. Ее также можно представить в виде игры – будет интересны такие приемы, как:

  • сдувать семена с одуванчиков;
  • выдувать мыльные пузыри;
  • выдохом удерживать в воздухе перышко.

Программа работы над формированием связной диалогической речи включает в себя этап, когда ребенок уже достиг того возраста, когда начинается период активного пополнения словарного запаса, то с ним важно не только говорить – его требуется слушать. Это познавательно: можно не только больше узнать о проблемах и радостях, но и вовремя заметить возможные дефекты произношения.

Многие методические рекомендации подразумевают чтение. После прочтения какой-нибудь сказки или истории можно обсудить сюжет, поговорить о героях. Придумать события, которых нет в исходном материале, рассмотреть альтернативные варианты развития истории, поставить себя на место положительных или отрицательных персонажей. Это не только даст повод взрослому сблизиться с малышом, но и даст навыки построения логических цепочек и наглядно продемонстрирует принципы логического мышления.

Программа работы над формированием монологической и / или диалогической связной речи должна включать в себя развивающие занятия и упражнения в игровой ненавязчивой форме, чтобы малыш получал удовольствие. В противном случае есть риск формирования психологического барьера.

Нетрадиционные методы речевого развития

Можно также обратить внимание на некоторые современные нетрадиционные технологии. Чаще всего используются такие эффективные нетрадционные приемы работ, как:

  1. Интервьюирование. Теоретические основы этой технологии работы над формированием диалогической речи у детей включают в себя приобретение базовых знаний о нормах речевого общения с людьми разных возрастных категорий, а также формирование навыков их применения не только на занятиях, но и в реальной жизни.
  2. Пиктограммы. Принципы работы по такой технологии связаны с развитием ощущения системного устройства языка. Сами пиктограммы размещаются как на вращающемся поле или наклеиваются на кубик, так и представлены в табличном виде.

Нетрадиционные технологии используют аналогичные принципы, применяя уникальные приемы, что будет познавательно как для ребенка, так и его родителей.

Развитие речи дошкольников с помощью упражнений

Методические рекомендации по формированию как монологической, так и диалогической связной речи у дошкольников, часто включают в себя комплексы упражнений. Существует целый ряд несложных упражнений, которые помогут развить речь у дошкольников. Их можно применять и в домашних условиях.

  1. Технологии работы над развитием артикуляции основываются на проговаривании звукоподражательных слов, в том числе имитации голосов животных;
  2. Основы определения и использования звуков – определить, какой первый звук в слове, подобрать другие слова, начинающиеся с этого звука, проговорить слова, звучание которых имеет сходство;
  3. Программа развития дикции может включать в себя «чистоговорки», а также такие приемы, как чтение и заучивание стихов поможет развить не только речь, но и память;
  4. Программа развития диалогической связной речи должна включать в себя игры с глаголами: нужно назвать предмет и придумать несколько действий с ним, либо описать, что делают персонажи рассказа / мультфильма / изображения;
  5. Работы с текстами различной длины, сложности и стилистической направленности. Обращать внимание нужно и на разнообразие содержания дидактического материала.

Как развить речь у дошкольника?

Дети дошкольного возраста испытывают проблемы с использованием пространственных предлогов. Стоит периодически играть в забаву «Где?» — просить описать, где именно находится игрушка: НА кубике или ЗА ним и так далее. Это поможет ему на практике усвоить принципы применения таких предлогов в речи.

Похожие публикации