Аспекты эмоционального развития дошкольника

В дошкольный период происходит интенсивное развитие личности, её физиологических и психологических особенностей. Ребёнок дошкольного возраста полностью открыт для восприятия свежих знаний. Он стремится к познанию окружающей действительности и определению своего места среди других людей. Все мыслительные процессы неотделимы от эмоций, развивать которые самостоятельно малыш не может, в этом ему помогают взрослые.


Особенности развития эмоциональной сферы у дошкольников

Для адаптации в любой социальной среде, необходимо заниматься эмоциональным развитием. Созданные близкими малыша благоприятные условия позволят ему научиться управлять своими эмоциями, направлять их в нужное русло. Если родители не будут делать акцент на развитии эмоций, у их чада будут проблемы в общении со сверстниками, адаптацией в коллективе, появятся симптомы нарушения психоэмоционального развития (тревожность, агрессивность, враждебная настроенность).

В детских садах часто возникают конфликтные ситуации между детьми, связанны с проявлением агрессии, самоутверждения за счёт других. Конфликты порождают тяжёлые и острые переживания (страх, обиду, злость, ненависть, бессилие), что может оставить психологическую травму на всю жизнь. Ребёнок может замкнуться в себе, потерять уверенность в своих силах, либо наоборот начать отказываться подчиняться требованию взрослых, ставить под сомнение их авторитет, бунтовать, проявлять строптивость, упрямство и своеволие.

Совместные усилия родителей и учителя в дошкольном учреждении направляются на то, чтобы научить ребёнка осознавать свои эмоции, распознавать и управлять ими. Чтобы рассказать о том, что ребёнок чувствует и испытывает, необходимо владеть эмоциональной лексикой. Правильно разработанная методика позволит сформировать нравственное поведение, научить ребёнка избавляться от ощущения страха, гнева, не выплёскивая его на других. Необходимо уметь выражать свои негативные эмоции, но в социально-безопасной форме.

Ребёнок должен не только брать под контроль собственные эмоции, но и научиться распознавать чужие через мимику, жесты, позу, слова, интонацию голоса.

Для полноценного эмоционального развития малыш должен научиться:

  • сопереживать, т.е. разделять и воспроизводить переживания других людей;
  • сочувствовать – самому переживать эмоциональное состояние другого человека;
  • содействовать.

Условия полноценного эмоционального развития

У детей дошкольного возраста эмоциональный мир отличается богатством и разнообразием. Эмоции позволяют глубже осознавать происходящее. Через эмоции происходит выражение  отношения к окружающему миру, вне зависимости от того, положительные они или отрицательные. В свою очередь позитивные переживания воодушевляют на творческие успехи.

Начиная с 4-летнего возраста у детей появляется способность сочувствовать выдуманным персонажам книг, фильмов и мультфильмов. Они учатся представлять душевное состояние героев, попадающих в ту или иную ситуацию.

Чтобы малыш мог развивать себя как личность, ему необходимо находиться в постоянном взаимодействии со сверстниками и взрослыми людьми.

красива девочка

Дошкольники старшего возраста придают большое значение дружбе и взаимопомощи. Они поддерживают и защищают своих друзей, считая их поступки правильными, даже если это на самом деле не так.

Немаловажно для эмоционального развития детей дошкольного возраста — совместно с родителями посещение различных культурных мероприятий — выставок, музеев, концертов, театров (оперных, балетных, драматических и кукольных). Эстетическое чувство прекрасного формируется с раннего возраста.

Для эмоционального развития применяются такие методы и средства эстетического воспитания: прослушивание музыки, пение, обучение игре на музыкальных инструментах, танцы, художественное творчество, постановка театрализованных выступлений, чтение художественной литературы с обязательным разбором прочитанного материала и прорисовкой иллюстраций к ним (по желанию).

При создании условий для эмоционального развития необходимо учитывать возраст ребёнка, его индивидуальные особенности, интересы, стремления. Родители должны выявить, что способно заинтересовать малыша, дать ему возможность высказать своё мнение или самостоятельно решить, в какой кружок он хотел бы попасть.

Нельзя недооценивать важность похвалы. Она влияет на формирование адекватной самооценки маленького человека. Даже если у него что-то не получается или он в чём-то ошибается, важно говорить ему «сможешь», «сумеешь», «получится».

Особо важным в эмоциональном развитии малыша является психологический климат в семье. У некоторых детей возникают эмоциональные расстройства из-за ситуаций, происходящих дома. Родители могут даже об этом не догадываться. Диагностировать скрытую проблему поможет методика «Рисунок семьи». Малышу предлагается нарисовать на белом листе бумаги свою семью, не уточняя что именно вкладывается в понятие «семья». По рисунку порой можно увидеть намного больше, чем ребёнок способен рассказать словами.

Средства эмоционального развития

Средства эмоционального развития включают в себя целый комплекс занятий, в которых проявляются творческие способности (рисование, лепка из пластилина, вырезание из картона (бумаги), создание различных поделок). Так ребёнок развивает самостоятельность, фантазию, воображение, приобретает новые навыки.

Через рисунки дошкольники выражают свои эмоции. Обычно дети рисуют то, что их радует и то, что расстраивает, вызывает страх или тревогу. Часто проецирование объектов страха (пусть даже и несуществующих, воображаемых) на рисунке позволяет бороться с ними. Рисовать можно карандашами, кисточкой, пальцами. По яркости и строгости линий рисунка можно увидеть отношения малыша к какому-либо событию, происходящему в его жизни.

Хорошо развивает воображение и вызывает целую гамму эмоций лепка из пластилина или теста.

Чтение книг всегда способствует эмоциональному, нравственному и духовному обогащению. Дети окунаются в книжный мир, начинают сопереживать главным героям, узнают много нового о жизненных проблемах и способах их решения. После прочтения произведения с детьми разбирают каждую проблему и каждого героя, особенности его характера, выявляют, какие совершённые им поступки были правильными, нравственными, а какие — неправильными. С помощью книг можно научить быть честным, добрым, уверенным и смелым.

Хороший вариант развития эмоциональной сферы (в том числе эстетического чувства) — музыкальная методика. Музыка используется и для танцев, и как фон во время занятий другими видами творческой деятельности. В ритмах танцевальных движений проявляется характер детей, раскрываются их мысли, чувства, настроение. Правильно подобранные музыкальные произведения – средства успокоения, расслабления и снятия психологического напряжения, формирующие основы эстетического вкуса.

эмоциональное развитие

Средства тренировки эмоциональной сферы включают в себя различные упражнения. Одно из них выполняется при помощи карточек с фотографиями людей или рисунками животных, на лицах которых изображены различные эмоции (печаль, радость, злость, гнев и т.д.). Малыш должен определить, что это за эмоции и продемонстрировать их на своём лице.

Психогимнастика — эффективная методика, развивающая психическую, физическую и эмоциональную сферы как единое целое. Например, малыш может воплощать образ весёлого зайчика, скачущего по полянке. Он будет улыбаться, прыгать и махать ручками. Особенности данных упражнений состоят в чередовании плавных и резких движений, медленных и быстрых. Мышцы при этом будут то напрягаться, то расслабляться.

Чтобы научить ребёнка заботится о природе, нужно дать ему возможность ухаживать за растениями и животными. Необходимо показать ему, как прекрасна и одновременно хрупка наша природа на примере красивых благоухающих цветов. Необходимо объяснить, как долго нужно ухаживать за растением, чтобы оно расцвело, дало плоды, а разрушить весь труд можно в одно мгновение.

Ребёнок должен научиться заботиться о братьях наших меньших. Ему необходимо осознать, как зависит жизнь животных от человека, понять, что мы в ответе за тех, кого приучили. Для этого не обязательно заводить животных дома. Можно кормить уток на пруду, голубей во дворе, подкармливать бездомных собак и кошек. Можно завести дома хомячка, попугая, кошку или собаку и дать малышу возможность не только кормить и гладить животное, но и убирать за ним, купать его, выгуливать. Все эти процедуры развивают самостоятельность и дисциплинированность. Ухаживая за растениями и животными, малыш должен осознавать важность этого дела, развивать эстетическое отношение к природе, учиться любить её, получать заряд позитивных эмоций.

Игра — основной вид деятельности каждого ребёнка. Она насыщена эмоциями, действиями и импровизацией. Это средство развития физического, когнитивного и социального состояния. Методика обучения при помощи игр — самая верная.

Для хорошего педагога главное — не добиться конечного результата у всей группы детей, а проводить все занятия так, чтобы они были заинтересованы. Дошкольникам должно быть комфортно и интересно постигать новое.

Чтобы изученный материал прочно усваивался, он должен подаваться и излагаться последовательно, а не хаотично.

Грамотно построенная методика обучения включает в себя не универсальные занятия, рассчитанные на среднестатистического ребёнка, а индивидуальные, с учётом личных особенностей, чтобы каждый малыш мог почувствовать свою уникальность и развивать свои способности.

Ребёнок должен активно участвовать в своём воспитании. К нему необходимо относиться с уважением, чтобы он не терял чувство собственного достоинства.

Игрушки как важная часть эмоционального развития

Игрушки придуманы взрослыми, чтобы подготовить детей к взрослой жизни и социальным отношениям. Многие даже не подозревают о функциональных назначениях игрушек. По функционалу их все можно разделить на группы:

  1. Образные игрушки — это куклы и мягкие игрушки (обычно зверушки), служащие средством эстетического воспитания. Они помогают снять эмоциональное напряжение, восполнить нехватку любви и внимания со стороны родителей. Именно такие игрушки становятся самыми любимыми. Куклы внешне походят на людей, а плюшевые звери вызывают нежность, их хочется обнимать, прижимать к себе.
  2. Игрушки-орудия — лопатки, грабли, формочки, ведёрки. Это миниатюрные копии настоящих орудий труда, с помощью которых имитируется трудовая деятельность с природным материалом — песком, водой, камнями.
  3. Технические — легковые и грузовые машины, самолёты и т.п. они подталкивают познавательную деятельность, возникновению технических вопросов (почему колёса двигаются?), развивают мышление.
  4. Игрушки-самоделки — гордость детей, средство самовыражения.
  5. Игрушки-забавы. Приносят положительные эмоции, вызывают радость и любопытство.

Игрушка — предмет развлечения для малыша, способствующий формированию эстетического вкуса. Она является средством создания различных игровых ситуаций, формирующих фундамент для развития эмоциональной сферы.

Волевое развитие в дошкольном возрасте

Воля — это способность сознательно регулировать собственные действия и поведение для преодоления препятствий, возникающих на пути к достижению желаемой цели. Волевое развитие маленьких детей заключается в переходе от неподвластных (импульсивных) действий к подвластным, контролируемым.

Волевой ребёнок владеет своим поведением, умеет планировать, контролировать и достигать намеченной цели.

Волевой малыш должен обладать следующими качествами:

  1. Дисциплинированность — способность подчинять свои действия общественным нормам.
  2. Решительность — волевое качество, позволяет в краткие сроки выбрать цели и способы их достижения. Нерешительные люди всё время пересматривают уже принятые решения.
  3. Смелость. Помогает преодолеть страх и растерянность, не пугаться ответственной работы, неудач. При этом смелость подразумевает учёт грозящих опасностей, а не их преуменьшение.
  4. Настойчивость. Позволяет довести до конца начатое.
  5. Самостоятельность — волевое свойство, позволяющее самому устанавливать цели, без сторонней помощи выбирать пути их достижения. Противоположность самостоятельности — внушаемость, когда дитё легко поддаётся влиянию окружающих, действует согласно чужим советам, руководствуется чужим мнением.
  6. Инициативность — способность действовать активно, творчески.
  7. Целеустремлённость — волевое свойство, готовность отдать все силы, чтобы достичь цели. При этом необходимо отбросить всё лишнее, ненужное.
  8. Самообладание — качество, обратное импульсивности, сдерживающее проявление эмоций.

Такое волевое качество как настойчивость нельзя путать с упрямством. Последнее проявляется в признании только собственного мнения, которое порой бывает ошибочным, и стремлении руководствоваться им во всех своих действиях.

Аспекты эмоционального развития дошкольника

На волевое развитие (как и на нравственное) большое влияние оказывает личный пример взрослого (мамы, папы, воспитателя). Взрослый человек способен вложить в сознание ребёнка ряд правил, ритуалов и моделей поведения, рассказывая реальные ситуации из своей жизни или демонстрируя свою силу воли на практике. Необходимо дать понять, что во взрослой жизни порой приходится сталкиваться с различными трудностями и необходимо побороть самого себя, чтобы преодолеть их.

Программа развития эмоционально-волевой сферы

Программа развития эмоционально-волевой сферы дошкольников включает в себя целый комплекс разнообразных игр и упражнений. Центральное место в ней занимают ролевые методы. Ребёнок должен взять на себя и сыграть какую-либо роль: героя книги, фильма, человека или животного.

Коммуникативные игры — совместные игры детей, способствующие социальной адаптации, развитию дружелюбия, сотрудничества, поддержки.

Для развития воображения используют вербальные и невербальные игры. Первые связаны с придумыванием различных историй, сказок, а вторые — изображение какого-либо существа (возможно мифического) на бумаге.

Различные активные физические («классики», «вышибалы», эстафеты) и умственные (шашки, шахматы, «морской бой», «крестики-нолики») игры косвенно дисциплинируют детей. Чтобы выиграть приходится запоминать и придерживаться правил игры. Для заинтересованности участников в победе можно придумать небольшой приз за первое место и выполнение штрафного занятия — за последнее. Наравне с подобными простыми, но полезными играми, любые спортивные занятия тренируют силу воли, выносливость, сосредоточенность и терпение.

Детей необходимо научить преодолевать сравнительно небольшие трудности. В повседневной жизни следует руководствоваться правилом: «Не стоит делать за ребёнка то, что он может выполнить сам».

Чтобы определить, насколько результативна программа, необходимо вести дневник результатов. Пусть он будет понятен малышу. Вместо оценок можно рисовать грустных и весёлых зайчиков или кошечек.

Чтобы способствовать эмоциональному развитию ребёнка, необходимо учитывать всю сложную структуру его эмоциональной сферы — состояния (тревожности, самоуверенности, неуверенности), чувств (познавательных, эстетических, нравственных), эмоций как положительных (радость, восхищение), так и отрицательных (гнев, презрение, ненависть, раздражение).


Похожие публикации