Календарь развития пятилетнего ребёнка

Познание: что это

Понятие «познание» представляет собой совокупность двух взаимосвязанных факторов, влияющих на развитие ребенка. Первый фактор связан с теми событиями и мыслительными процессами, которые необходимы для получения и усвоения информации. Частыми вопросами на этом этапе считаются:

Чем интересуется ребенок в возрасте 5-6 лет?

Какую информацию он выбирает из окружающей его среды?

Каким образом информация поступает к нему (какие при этом используются способы познания)?

Как ребенок поступает с полученной информацией (усваивает, систематизирует, забывает, другое)?

как развить способности ребенка

Второй фактор непосредственно связан с тем, как ребенок относится к информации. Он готов познавать то, что считает положительным. Если первичные данные будут восприняты негативно, то желания к дальнейшему познанию не появится. Поэтому очень важно правильно следить за познавательным развитием девочек и мальчиков.

Что должен уметь ребенок в 5-6 лет

Считается, что дети имеют нормальное познавательное развитие, если к 5-6 годам они умеют:

  • определять форму объекта;
  • отличать цвета и оттенки;
  • распознавать простые фигуры в геометрии;
  • мысленно составлять маршрут передвижения от своего дома к магазину;
  • определять причинно-следственную связь какого-либо события;
  • запоминать текст, цифры;
  • фантазировать и отличать фантазию от реальности;
  • проводить эксперименты, распределять предметы по группам, анализировать ту или иную ситуацию;
  • считать от 0 до 10 и обратно;
  • решать несложные задачи по математике на сложение и вычитание;
  • определять времена года, дни недели, части суток;
  • определять иные элементарные вещи.
  • Говоря о физическом развитии, то в этом возрасте, как мальчики, так и девочки должны уметь:
  • свободно ходить на пятках, носках;
  • высоко поднимать коленки;
  • бегать в разном темпе;
  • ловить, бросать, перебрасывать, отбивать;
  • прыгать (вперед, назад, на одной ноге, в высоту, в длину и т.д.);
  • играть в спортивные игры (футбол, волейбол, теннис, бадминтон).

Старший дошкольный возраст: особенности

Ребенок в 5-6 лет считается дошкольником. На этом этапе развиваются познание, интеллект, память, воображение, личность в целом. Ребенку все интересно, его завлекают и интересуют различные вещи, предметы, процессы, происходящие в мире. Однако в таком возрасте он не способен упорядочивать всю поступающую информацию. Следует с осторожностью относиться к познавательному развитию детей. Ведь именно в этом возрасте происходит становление личностного «Я».

В основном, дошкольники 5-6 лет стремятся расширить свой кругозор, понять взаимоотношения взрослых и быть с ними наравне, утвердить свое отношение к окружающей среде и обществу. Познание происходит посредством общения с ровесниками, самостоятельного изучения данных, экспериментирования. Этот возраст характеризуется развитием и становлением волевых качеств, позволяющих ребенку фокусировать внимание на той или иной деятельности.

календарь разития

Многие дети в возрасте 5-6 лет критически могут к себе относиться, искать какие-либо недостатки, комплектовать по их поводу. В этом случае необходимо собственным примером доносить до ребенка только позитивную информацию и настраивать его на все хорошее и лучшее. Негатив в воспитании ребенка может привести к неустойчивой детской психике.

Советы родителям

Познавательное развитие ребенка в 5-6 лет в большинстве случаев зависит от того, какие отношения между родителями в семье, сколько времени уделяется ребенку. Итак, для полноценного развития ребенка, родителям необходимо:

  1. Помогать ребенку в изучении чего-то нового и расширении кругозора. Рассказывать ему о флоре и фауне, географии, природных явлениях, знакомить с миром неживой природы, солнечной системой. Формировать в его сознании патриотизм посредством рассказов о Родине, народе, исторических событиях, своей стране, городе. Развивать представление о семье и ее ценностях. Знакомить ребенка с различными профессиями в повседневной жизни (в магазине – продавец, в больнице – врач, в автобусе – водитель и т.д.). Привлекать его к выполнению домашних обязанностей. Посещать вместе с ребенком цирк, театр, выставки. Формировать в его сознании представление о правилах дорожного движения, обращения с огнем, спичками, бытовой техникой.
  2. Развивать познавательные процессы ребенка. Следует обратить внимание на игры и упражнения, которые развивают память, внимание, воображение, мышление. Продолжать изучать современный мир и изменения в нем.
  3. Способствовать проявлению самостоятельности ребенка. Поддерживать интересы, привязанности, начинания своего чада. Учитывать мнение ребенка при выборе места отдыха. Помогать коллекционировать те или иные предметы, рассказывать о своих предпочтениях в этом возрасте. Совместно просматривать познавательные передачи, изучать соответствующую литературу.
  4. Формировать познание мира путем позитивного восприятия. На собственном примере, посредством своего поведения, показать ребенку, как проявлять внимательность, заботу, ласку, уважение, как к близким, так и незнакомым людям. Вызвать интерес бережного отношения к животным и растениям. Посещать ботанические сады, зоопарки, выставки. Прививать чувство гордости за себя, свою семью, страну.

развитие пятилетнего ребенка

Рекомендации воспитателям дошкольных учреждений

Воспитателям старшей дошкольной группы следует много времени уделять ребенку, чтобы он смог познавательно развиваться. Для этого нужно:

  1. Помогать ребенку в изучении чего-то нового и расширении кругозора. Преподносить информацию о мире, живых и неживых существах, природе, космосе в доступной форме. Проводить тематические праздники, конкурсы, упражнения, вести практические занятия. Научить понимать ребенка, что любая деятельность, должна быть настроена на результат. Сформировать понятие и потребности в ведении здорового образа жизни, соблюдении правил техники безопасности.
  2. Развивать познавательные процессы ребенка. Задача воспитателя: донести информацию ребенку различными способами. Развивать процессы познания можно путем специальных упражнений и игр, которые помогают развитию мышления. Показать ребенку цепочку связей и закономерностей, последствия нарушения этой цепочки. Подталкивать ребенка к самостоятельному выбору, деятельности.
  3. Способствовать проявлению самостоятельности ребенка. Воспитатель обязан поощрять ребенка за любые познавательные вопросы, организовывать практические занятия, направленные на развитие мыслительного процесса. Знакомить детей с источниками информации: книгами, газетами, журналами, компьютером, интерактивными столами, другими также необходимо. Проводить больше конкурсов, где ребенок сможет проявить себя и раскрыться полностью.
  4. Формировать познание мира путем позитивного восприятия. Рассказывать и наглядно приводить примеры об исторических событиях, о том, как нужно относиться к окружающим, о взаимоотношениях между ровесниками. Формировать у детей знание слова «нельзя» и «можно», бережное отношение к вещам, предметам, чувство гордости за себя, свою Родину.

Старший дошкольный возраст – период становления всех познавательных процессов. Важно, задействовать максимальное количество игр, упражнений и заданий для полноценного развития ребенка. Особое внимание следует уделить конструктору, играм, где необходимо определить групповую принадлежность предмета («Третий лишний», «Разложи по порядку»), играм, развивающим память.

Главное в познавательном развитии детей возрастом 5-6 лет – это постоянное расширение кругозора. На любые вопросы, отвечайте ребенку развернуто, обоснованно и аргументированно.

Похожие публикации