Дошкольное развитие ребёнка

Дошкольниками считают детей в возрасте от 3 до 7 лет. По сравнению с предыдущим периодом (от рождения до 3 лет) динамика общего физического развития на этом этапе немного замедляется: показатели роста и веса изменяются равномерно, в среднем по 5-7 см роста и 1-1,5 кг веса в год. Зато начинается более активное психическое развитие – формируются речь, восприятие, мышление, память, воображение. Ребенок учится управлять поведением, осознанно мыслить, отвечать за свои поступки, начинает развиваться его самооценка, тем самым «кирпичик за кирпичиком» выстраивается прочный фундамент будущей личности.

В этом возрасте дети еще не умеют взаимодействовать друг с другом, скорее, они играют рядом, но не вместе. Гораздо больше интереса у ребенка вызывает общение со взрослыми, которым он старается подражать во всем. Ведущим видом деятельности становится игра, с помощью нее ребенок не только познает мир, но и пробует проявить себя.

Роль игры в дошкольном воспитании

Особенности условного характера любой детской игры требуют воссоздания окружающей среды посредством воображения. Этот процесс можно назвать самым первым творческим опытом ребенка. Через него он может моделировать различные жизненные ситуации, проживать их, испытывая настоящие, живые эмоции. Он учится определять категории «добро и зло», «хорошее и плохое», с помощью чего закладываются основы его нравственного воспитания.

На четвертом году жизни ребенок уже способен вплетать в игру мотивы сюжетов из прочитанных сказок или минувших событий своей жизни. Он может распределять роли, наблюдать за ходом игры, ставить в ней определенные цели, решать проблемы. Управляя сюжетным развитием игры, получая удовлетворение от достижения цели, ребенок учится познавать окружающий мир. В этом заключается главный действующий фактор игры в воспитании ребенка, которую позднее с успехом применяют педагоги, обучая детей более сложным занятиям: чтению, математике и другим наукам.

Динамика и особенности психического воспитания

В игре ребенок впервые осознает себя членом коллектива (в детском саду или дома в семье). Он учится обращать внимание на настроение, особенности и поведение других людей, как это сказывается на нем самом и какое влияние его поступки оказывают на окружающих людях. Это важнейший аспект преодоления детского эгоцентризма. Ведь ранее младенцу при малейшем дискомфорте (холодно, проголодался и прочее) достаточно было подать звуковой сигнал (закричать), и взрослый тут же оказывался рядом и оказывал помощь.

развитие ребенка

После 3 лет у ребенка появляются навыки самообслуживания, и многие потребности он уже вполне способен удовлетворить сам. Но при этом возникают совершенно новые особенности в поведении и потребности более высокого класса, для разрешения которых требуются навыки взаимодействия с окружающими и развитое мышление.

Психическое развитие дошкольника тесно связано с социальной сферой. Он учится и осваивает различные социальные роли – дома он сын или дочь, в саду он друг, воспитанник, часть коллектива, он также внук, сосед по лестничной площадке и так далее. В игре он может примерять на себя различные социальные роли (роль матери/отца, брата) или профессиональные (быть врачом, поваром, воспитателем и т.д.).

В период дошкольного детства окончательно формируются компоненты интеллекта:

  • речь,
  • память,
  • восприятие,
  • мышление.

К 7 годам разговорная речь становится инструментом общения ребенка, которым он овладевает с помощью звукового фактора. Объем его памяти увеличивается. Если в раннем дошкольном возрасте ребенок не старается специально запомнить, а запоминает только яркие эмоционально окрашенные образы, то к 7 годам у него развивается механическая память. Вместе с этим восприятие ребенка в этом возрасте становится более сложным. Если в пору раннего детства он просто воспринимал информацию, то теперь, опираясь на прошлый опыт, ребенок учится анализировать и систематизировать услышанное и сделать свои выводы. А его мышление становится наглядно-образным.

Эмоциональное развитие дошкольников

Эмоции ребенка – питательная среда для формирования его психики. Он учится не только считывать эмоции других людей и детей, он также внимательно постигает способы выражения различных эмоций с помощью мимики и жестов. В этом ему также помогает игра. Он начинает осознавать себя как отдельную личность, познавать свое «Я».

Эмоциональный спектр дошкольника усложняется. В этом возрасте он знакомится с негативными и отрицательными эмоциями, такими как гнев, раздражение, досада, грусть, ревность. Положительные эмоции проживаются им более ярко и сильно, глубина эмоциональных переживаний усиливается, достигая экспрессии. Ребенок еще испытывает определенные трудности в управлении своими эмоциями, поэтому его поведение отличается излишней эмоциональностью и нестабильностью. Оно полностью зависит от его общения с окружающим миром и людьми.

Динамика и проблемы познавательного развития

В пору раннего дошкольного возраста формируется картина мира через познавательные процессы. Потребность в познании становится ключевой для дошкольника. Во избежание будущих проблем, воспитатели и родители должны уделять внимание эмоциональной составляющей этих процессов у ребенка. В этом периоде также закладываются основы мотивации. Этот сложный механизм имеет свои особенности и закономерности развития.

  • Первая стадия – любопытство – зависит целиком и полностью от внешней среды.
  • Переход на следующую стадию – любознательность – происходит после подключения ребенка к активному видению мира и его постижению, выходу за рамки увиденного.
  • Характеристика следующей стадии — устойчивый интерес к познаваемому предмету, избирательность, целенаправленность, мотивация к познанию.

развитие дошкольника

В ходе воспитания познавательных способностей ребенок-дошкольник становится способен выявлять причинно-следственные связи, задавать вопросы или отвечать на них, решать задачу, проходя все этапы мышления:

  • обработка вводных данных,
  • эксперимент,
  • установление взаимосвязей,
  • выводы.

Особенности речевого развития

Психологическое развитие детей дошкольного возраста и их готовность к школе определяют по коммуникативным навыкам. Речь дошкольника к 7 годам должна быть полностью сформирована. Еще один важный показатель речевого развития ребенка – способность к диалогу. Также воспитатели и педагоги должны уделять внимание звуковой культуре речи, ее грамматическому строю, расширять словарный запас дошкольника.

Особенности воспитания таковы, что в период до начала самостоятельного чтения все речевые навыки ребенок усваивает из общения со взрослыми. Но, к сожалению, проблема в том, что бытовая речь не отличается большим разнообразием и богатством словарного запаса. В это время необходимо как можно чаще читать вслух ребенку книги, посещать с ним спектакли, комментировать происходящее, и обсуждать просмотренное и прочитанное, давая характеристики героям книг и постановок. Важно также обращать внимание самого ребенка на его речь, на то, как он формулирует и выражает свои мысли, строит предложения, изъясняется, испытывает ли при этом трудности. В идеале, он должен сам научиться оценивать грамотность своей речи, подмечать в ней ошибки, распознавать проблемы и уметь их исправлять.

Динамика физического воспитания

Очень важное время в развитии ребенка, начинается, когда закладываются основные показатели общего физического здоровья. В этом периоде наиболее заметными становятся генетические особенности ребенка.

В эту пору весьма высока динамика роста скелета, но начало и конец окостенения различных костных групп продолжается до 14-15 лет. Важнейшую роль теперь выполняет мышечная деятельность. Мышцы, связки, сухожилия помогают равномерно распределять нагрузку на костный скелет, способствуют формированию правильной осанки и свода стопы, анатомически верному положению внутренних органов брюшины.

Движение для ребенка – необходимая биологическая потребность. Если у младенца доля мышечной массы не превышает 23% от общей массы, то у дошкольника этот показатель увеличивается до 27% в среднем. Также увеличивается функциональная способность мышц. Увеличение мускульной нагрузки на детский организм, по сравнению со взрослым, имеет ограничения. Еще недостаточно развита дыхательная система, которая регулирует кислородный режим. Необходимо приучать ребенка дышать носом, спокойно вдыхать и выдыхать. Со временем навык управления дыханием развивается и проблемы отступают.

Развитие сердечно-сосудистой системы нельзя рассматривать отдельно от других систем. Работоспособность детского сердца высокая. Специалисты-педиатры считают, что физические упражнения для детей с раннего детства помогают формированию здоровой сердечной ткани.

Дошкольное развитие ребенка – одна из самых важных проблем в формировании здоровой и гармоничной личности. Особенности и высокая пластичность нервной системы помогают в освоении огромного количества навыков и умений. В этом периоде возможна быстрая корректировка ранее неправильно сформированных привычек и устранение зародившихся проблем в воспитании. Ребенок в буквальном смысле впитывает поступающую информацию как губка. А родителям и педагогам необходимо поощрять самостоятельную активность растущего человека, создавая положительное подкрепление созидательной деятельности.

Похожие публикации