Развитие физических навыков ребёнка в 3—4 года

С конца XX века и с начала XXI особое внимание стало уделяться интеллекту ребенка, развитие физических способностей почему-то отошло на второй план. И совершенно необоснованно. Во-первых, потому что для любого человека важно гармоничное развитие всех его сфер, во-вторых, на раннем этапе развития физическое совершенствование – это прямой путь развития интеллекта и становления характера. В возрасте младших дошкольников дети особенно нуждаются в свободе двигательной деятельности. Учет возраста детей, и особенности строения деток 3-4 лет позволяет грамотно дозировать и чередовать нагрузку, которая должна быть интенсивной, но не чрезмерной.

Что такое физическое развитие и чем оно важно?

В общем случае физическое развитие предполагает изменение морфологических (строения, объем мышц) и функциональных (развитие силы, ловкости, точности движений, выносливости и т. п.) особенностей организма младшего дошкольника.

Грамотно выстроенная система активных упражнений для детей способствует совершенствованию аппарата движения и скелета дошкольника, его сердца и сосудистой системы, которой пронизано все тело. Физическая активность нормализует работу ЦНС, способствует умению малютки координировать работу мозга и конечностей, иными словами, способствует отработке ловкости, улучшает функциональные возможности органов дыхания.

Вероятно, мегаполисы имеют свои плюсы, но для формирования человеческого организма это самая неблагоприятная среда. Вкупе же с экологическими проблемами и низкой физической активностью такое существование становится фактором риска развития разных заболеваний.

Физическое развитие, предполагает не только зарядку, но и комплекс закаливающих процедур, прогулки на свежем воздухе, активные игры с необходимостью подключения мнестических (памяти) и мыслительных функций.

Такие занятия формируют не только тело малютка, но и его ум. Способность переносить и преодолевать трудности, улучшают иммунитет, благодаря чему увеличивается резистентность (устойчивость) организма дошкольника к вирусным инфекциям. В этом же возрасте активно прививаются элементарные гигиенические навыки.

Еще одна функция движения в этом возрасте – это роль клапана, который позволяет сбросить эмоциональное и нервное возбуждение. Процесс активной деятельности позволяет психики малютки сохранять равновесие и стабильность. Двигательная активность детей позволяет им развивать не только данные физического плана, но и волевые качества, позволяющие преодолевать трудности. Выполняя упражнения, тренирующие тело, дети познают окружающий мир и учатся самостоятельности.

От физического труда детей раннего дошкольного возраста зависит их здоровье, так как при должной активности стимулируется работа легких, эндокринных желез, улучшается пищеварение, во-первых, благодаря активизации перистальтики, во-вторых, усилению всасывания полезных веществ. Значительно улучшается терморегуляция и теплообмен, тренируется сердце и вся сосудистая система. Если ребенок 3-4-х летнего возраста уделяет физическим занятием не менее 2-х часов в сутки.

Как оценивается развитие?

Оценка проводится комплексно. Это позволяет оценить гармоничность дошкольного развития и исключить одностороннее совершенствование одного параметра в ущерб другому. Основные оцениваемые параметры — это возможности тела ребенка, уровень их совершенства и телосложение.

Возможности организма можно разделить на две основные группы. Это возможности основных энергообеспечивающих систем малыша и основных качеств развитости тела малютки: ловкости, равновесия, быстроты, точности, способности переносить длительные нагрузки и силы.

При этом нужно учитывать особенности крохи, зависящие от возраста. В 3-4 года у крохи недостаточно развита устойчивость тела при движении, и имеются ограничения в навыках при динамических нагрузках. Это связано с тем, что у них в сравнительно быстром темпе растет костная ткань. Активно развивается ЦНС и периферическая нервная система и мышцы, укрепляются связи между ними. То есть системы, которые призваны обеспечивать движение, находятся в стадии активного роста и совершенствования.

Оценка проводится обычно после проведения нескольких развивающих занятий и батареи игр. Обычно такая проверка проводится среди организованных детей. Но и родители могут оценить уровень развития своего малютки. У дошкольников 3-4 лет скорость проверяется:

  • по времени приседания (сколько раз присядет кроха за 20 с);
  • по подъему туловища относительно пола (сколько раз поднимет туловища за 10 с).

Выносливость оценивается с помощью функциональных проб или при преодолении крохой разных по длительности дистанций. Сила оценивается с помощью динамометрии. Но можно это сделать путем проведения несложных физических тестов:

  • вис на согнутых руках (сколько секунд или минут кроха в состоянии провисеть);
  • бросок мяча (упражнение выполняется из положения сидя, с ногами, расставленными как можно шире, мяч выбрасывается из-за головы и оценивается расстояние, на которое кроха может мяч забросить.

Определение ловкости проводится по времени разного типа бега: челночного с двумя поворотами (на 30 м) и змейкой (на 10 м). Гибкость оценивается с помощью выполнения разного рода наклонов, в том числе стоя на скамейке. Равновесие проверяется в двух формах: статике динамики. Статическое равновесие проверить очень просто, нужно чтобы кроха стал в позицию, при которой ноги занимают положение «пятка-носок». Это значит, что стопы стоят в одну линию одна за другой. Носок ноги, которая будет стоять сзади, должен вплотную стоять к пятке ноги, стоящей впереди. Руки опущены вдоль тела, тело стоит прямо, кроха смотрит вперед. В идеал в такой позе малютка должен простоять в течение трех минут. При проведении теста оценивается не только время, которое дошколенок способен поддерживать эту позицию, но и положение туловища, и балансировку.


Физические особенности младших дошкольников

Дети 3-4 летнего возраста высокоактивны, но имеют неустойчивость тела в статике. У детей этого возраста ограничены возможности, связанные с движением.

Особенности их физического развития включают довольно хорошую развитость мышц верхней части тела, особенно плеч. Но при активной деятельности детям этого возраста недостает ловкости, то есть при участии в работе больших мышечных групп наблюдается слабая согласованность движений. Малыши этого возраста очень устают от однотипной деятельности и необходимости сохранять стабильную позу. Это нужно учитывать при составлении программы тренировок дошкольников.

Для младших дошкольников очень важны занятия на природе (открытом воздухе), более чем для детей старшего возраста. Это обосновано структурой тканей легких, которая развита не полностью и строением верхних дыхательных путей от носовых ходов до бронхов. Они относительно узки. Это уменьшает пропускную способность дыхательных путей. Воздух, особенно при выполнении упражнений, с затруднением поступает в легкие.

Кроме того, диафрагма у деток расположена высоко, из-за этого амплитуда вдоха-выдоха относительно мала. Это значит, что дыханий детей 3-4 лет от роду поверхностное и значительно более частое, практически в два раза по сравнению со взрослыми (ЧД ребенка — 30 раз в минуту, ЧД взрослого – 16-18 раз в минуту). Емкость легких в дошкольников 3-4 лет составляет всего около полулитра. Такие особенности приводят к не очень хорошей вентиляции легких, чтобы избежать застойных явлений в легочной ткани, деткам нужна физическая активность и именно на свежем воздухе.

Сердце детей этого возраста хорошо приспособлено к нуждам деток, оно активно поставляет кровь к тканям, имеющим высокую потребность в кислороде и питании. Сосуды дошколенка шире, чем у взрослого, кровоток ускорен, относительный объем крови больше. Нормой ЧСС у дошколенка считается порядка 100 ударов в минуту. Но нервная регуляция миокарда 3-х летнего малыша несовершенна, поэтому он легко сбивается с ритма. При интенсивной или длительной нагрузке сердце быстро устает. Поэтому младшему дошкольнику нужна перемена занятий, в этом случае миокард быстро восстанавливается. Поэтому активные игры должны быть кратковременны и чередоваться с отдыхом.

У младших дошкольников ЦНС совершеннее, чем у младших детей. Клетки мозга заканчивает свое созревание. Мозг визуально, и по весовым показателям уже близок мозгу взрослого человека. Но ЦНС еще неустойчива, поэтому дети быстро переходят от спокойного состояния к возбужденному. Это основная причина, по которой подбирать упражнения для младших дошкольников нужно осторожно, не стоит обеспечивать их длительной нагрузкой на пределе возможностей.

Следует помнить, что костная ткань еще только строится. Нужно помнить, что особенности костей и связочного аппарата ребенка не позволяют давать ему сверхсильные или сверхдлительные нагрузки. Они отражаются на формировании скелета и структуре костей. И могут стать причиной деформации отдельных костей, в том числе их гипертрофии. У малютки много хрящевой ткани, костная система в целом очень подвижна и податлива. Нужно следить не только за осанкой крохи. Нужно статическую нагрузку, потому, что стопа до 4-х лет имеет несколько уплощенный свод и при чрезмерной нагрузке, как по весу, так и по длительности, у детей формируется тяжелое плоскостопие. У младших дошкольников сохраняется повышенная эластичность связок. Рост мышц происходит благодаря утолщению отдельных мышечных волокон. Но в 3-4 года костно-мышечный аппарат, если рассматривать его в совокупности, относительно слаб и ребенок не способен переносить нагрузки.

Развитие физических навыков ребёнка в 3—4 года

При подборе упражнений для деток младшего дошкольного возраста надо учитывать, что у них не выработалась еще четкость двигательных действий при ходьбе. Если с детьми не проводили интенсивные занятия, они плохо отталкиваются от земли, поэтому не могут полноценно прыгать, особенно через препятствия, и бегают с упором на всю стопу. У них наблюдается недостаток ловкости и согласованности движений при игре с мячом, хотя сама игра доставляет удовольствие.

При любых занятиях с младшими дошколятами следует помнить, что малыши быстро утомляются, отвлекаются и переключаются на другие занятия. Это касается и физического и интеллектуального развития. Дошколята очень активны, и стимулировать их деятельность физического плана нет надобности. Деятельность нужно дозировать, направлять на гармоничное развитие всех необходимых функций, и перемежать с интеллектуальными занятиями. Кроме того, в этом возрасте физкультура полезнее спорта.


Основные навыки 3-4 летнего дошкольника

Определить в норме ли физическое развитие можно, наблюдая за играми для совершенствования ловкости, координации и силы. К трем годам малыш должен обучиться:

  • шагать крупным и мелким шагом, использовать в игре приставные шаги и подскок;
  • двигаться на носочках;
  • менять темп своих движений;
  • играть обеими руками одновременно;
  • если игры совместные, то дети должны уметь двигаться, держась за руки;
  • дошколята должны уметь двигаться, следуя заданному направлению и преодолевать преграды (цепочкой прямо, змейкой, по кругу, обходя предметы);
  • повторять продемонстрированные им действие, сохраняя их последовательность;
  • прыгать на месте либо через мелкие препятствия;
  • держать равновесие при ходьбе под наклоном;
  • двигаться спиной вперед;
  • крутить педали с уверенностью;
  • хорошо и правильно ходить по лестнице.

Существуют нормы роста и веса ребенка, которые тоже позволяют оценить уровень его физического развития. Но следует помнить, что они вариативны и зависят от стартовых параметров малыша. В среднем к концу периода младшего дошкольного возраста рост малыша должен составлять 104-108 см, вес -17-18 кг, окружность грудной клетки – 55 см.

Как развивают тело малышей?

С помощью коллективных подвижных игр, которые обычно проводятся в ДОУ, если дошкольник находится дома, его нужно обучать кататься на велосипеде (3-х колесном). Отработки ловкости и координаторных навыков помогают упражнения с разведением рук в стороны, подъемом их вверх и наклоны тела, а также хождение по приподнятому над полом предмету (доске) либо по полу, удерживать на одной линии и ставя ноги в позе пятка-носок. Усложнить упражнение можно, давая крохе в руки стакан с водой. Хорошим способом улучшения физического развития является игра в классики, хождение змейкой, огибая предметы, и бег на носках. Основой физического развития младших дошкольников является бег трусцой до полукилометра, приседание (5 раз на подход), прыжки с невысоких предметов и перепрыгивание низких препятствий, качание пресса, кувырки (не более 5 в день), прямой вис и качание на любых предназначенных для этого приспособлениях (кольца, турник). Усложнить вис можно предлагая крохи подтянуть ножки к животу. Хорошо способствуют физическому совершенствованию игры с мячом (руками и ногами): катание по ровной поверхности, броски. Ловить мяч малыш должен двумя руками. Нужно следить за осанкой своего чада. Меняя активные игры на пассивные с раздаточным материалом (песок, пластилин и т. п.), помните, что суставы крохи легко деформируются. Поэтому материал должен быть мягким.


Похожие публикации