Особенности физического развития трёхлетнего ребёнка

В период с 3 до 4 лет ребёнок активно познаёт окружающий мир, развивается и психологически, и физически. В этом возрасте большинство малышей начинают ходить в детский сад, приспосабливаются к новой обстановке, привыкают много играть с другими ребятами и слушаться воспитателей. Если ребёнок не посещают дошкольное учреждение, его обучением должны заниматься родственники. Иногда родители концентрируют всё внимание на психологическом развитии своих детей, забывая о необходимости развиваться в физическом плане.


Особенности физического развития детей 4-5 лет

В среднем рост ребёнка в 4 года должен составлять 98-109 см, вес — 14,8-19,8 кг, окружность грудной клетки — 51-56 см, а головы — 48-50 см. Количество молочных зубов — 20. Рост и вес — главные показатели физического развития. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка (генетику), но значительное отклонение от значений этих показателей в меньшую сторону может говорить о наличии проблем со здоровьем, неправильном питании или уходе за малышом.

В этом возрасте кости и суставы у детей ещё не прочные, могут деформироваться под влиянием негативных факторов. Так из-за неправильной осанки может произойти искривление позвоночника, поэтому надо следить за позой малыша, когда он сидит за столом. Мышцы у детей 4-5 лет развиваются по-разному: крупные быстрее, чем мелкие. А ведь именно мелкие мышцы отвечают за координацию и равновесие, поэтому сидеть на стуле детям сложнее, чем взрослым. Для взрослых людей сидение на стуле — отдых, а для малыша — настоящий труд. Ему легче бегать и прыгать, чем сидеть.

Основные умения детей 3-4 лет

Малыш в 3 года активно развивается, может координировать свои движения, происходит совершенствование мелкой моторики. Он уверенно бегает, сидит на корточках, наклоняется, поднимается и спускается по ступенькам, чередуя ноги, при этом редко падает. Повышается ловкость: ребёнок легко ловит мяч и кидает или пинает его. Ходить он может не только вперёд, но и назад, пятясь. Ребёнок самостоятельно ездит на трёхколёсном велосипеде. Он может прыгать на месте, на возвышенность и с возвышенности, балансировать, стоя на одной ноге больше 5 секунд, ходить на цыпочках.

В этом возрасте ребёнок способен сосредотачиваться и заниматься одним делом до 20 минут. Малыш уже способен самостоятельно следить за личной гигиеной: ходить в туалет, умываться, чистить зубы, мыть руки.

Особенности развития мелкой моторики малыша 3-4 лет

Мелкая моторика — это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук. Необходимо знать особенности её развития в 3-4 года:

  • ловкое обращение с различными мелкими предметами, самостоятельное переворачивание страниц любых книг (с твёрдым, мягким переплётом);
  • уверенное управление с детскими ножницами;
  • черчение простейших геометрических фигур (круг, квадрат), людей с 2-4 частями тела;
  • написание некоторых букв;
  • постройка пирамиды из 4 и более блоков;
  • снимание и надевание одежды без помощи взрослых;
  • поворачивание ручек ящиков, дверей;
  • открывание и закрывание крышек бутылок и банок;
  • самостоятельный приём пищи, аккуратное пользование ложкой и вилкой;
  • оказание помощи родителям в уборке дома;
  • раскрашивание рисунка карандашами, не выходя за рамки;
  • складывание пазлов из 2-4 элементов.

Занятия для физического развития

Малыш в 3-4 года уже не такой беспомощный, как в первые годы жизни, но ему ещё многому предстоит научиться.

Необходимо постоянно совершенствовать движения ребёнка, чтоб они были более точными и чёткими. Для этого выполняются специальные упражнения (в том числе и на развитие мелкой моторики), придумываются различные активные игры.

Для развития координации и выносливости детей стоит водить на групповые занятия танцами, гимнастикой, плаванием. Дополнительно родители могут заниматься с ребёнком физическими упражнениями дома, как минимум выполнять ежедневную утреннюю зарядку (особенно эффективны повороты туловища и подъёмы рук вверх и в стороны). Полезна для детей и езда на велосипеде или катание на самокате.

Физическая активность ребёнка должна включать:

  • бег трусцой (но не более 500 м, чтобы не перетруждать детский организм) и бег на носочках;
  • ходьба по спирали, огибая различные предметы;
  • прыжки на одной ноге (и на левой, и на правой), одновременно на двух, перепрыгивания различных предметов;
  • ходьба по прямой линии (для равновесия), разнообразить упражнение можно дав в руки стакан с водой или ложку с лёгким шариком для пинг-понга;
  • упражнения на пресс и осанку;
  • приседания;
  • игры с мячом;
  • занятия для совершенствования мелкой моторики.

Все эти упражнения можно выполнять только в том случае, если ребёнок полностью здоров и у него нет противопоказаний к подобным физическим нагрузкам.

Для развития дыхательной системы нужно придумывать игры с пушинками или мелкими лёгкими кусочками бумаги. Пусть ребёнок сдувает их.

Помимо различных упражнений, укреплению детского иммунитета способствуют регулярные закаливания организма.

Ребёнку обязательно нужно общаться и играть с другими детьми. Вместе с ними он развивается психологически и физически, учится у них чему то новому.

Для раннего физического развития малыша можно установить дома детский спортивный комплекс. Он представляет собой каркасную конструкцию, которая легко собирается и разбирается. Он может состоять из таких элементов: стационарная лестница, верёвочная лестница, трапеция, канат, наклонная доска, брусья, качели, баскетбольное кольцо. В зависимости от размеров свободного пространства квартиры можно подобрать комплекс с необходимым количеством элементов.

Для нормального физического развития, у детей должен быть режим дня. Обязательным условием для поддержания крепкого здоровья являются правильное питание и достаточное количество сна. Ребёнок в возрасте 3-4 лет должен спать 11-13 часов в сутки, из них днём — 1-1,5 часа. Для крепкого сна надо в полной мере удовлетворять потребности ребёнка в физической активности. Обязательно нужно гулять с малышом на свежем воздухе каждый день.

Ребёнок должен помогать родителям по дому, выполняя несложные поручения. Его инициативу и успехи необходимо поощрять, чтобы не отбить желание помогать и дальше.

Развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики — важный пункт плана общего развития ребёнка 3-4 лет. В процессе выполнения упражнений на моторику задействуется часть головного мозга, отвечающая за речь. Кроме того, развивается нервная система, зрение, внимательность и память.

развитие ребенка 3 года

К занятиям, направленным на развитие мелкой моторики, относятся: верчение юлы, лепка из пластилина или теста, рисование красками и карандашами, сборка и разборка различных конструкторов, пазлов, постройка башен из кубиков, мокрого песка, создание подделок, для которых необходимо что-то вырезать и приклеивать. Важно делать с ребёнком пальчиковую гимнастику, массаж ладошек, учиться завязывать и развязывать шнурки (можно просто завязывать узелки на верёвке), застёгивать и расстёгивать молнии, пуговицы и крючки. Для детей 3-4 лет в детских магазинах можно приобрести различные игрушки-сортеры с мелкими элементами, мозаики.

Придумывать упражнения для развития мелкой моторики можно и без трат на дорогостоящие игрушки. Для этого можно взять любую крупу (рис, пшено, гречка) или фасоль. Несколько видов круп можно разложить по разным баночкам. Пусть малыш поочерёдно засовывает в них ручки и изучает крупинки на ощупь. Можно спрятать в крупах небольшие предметы и предложить ребёнку найти их.


Признаки задержки развития детей 3-4 лет

Основными признаками, свидетельствующими о неправильном развитии малыша 3-4 лет, являются:

  1. Неспособность бросать мячик, прыгать на месте и самостоятельно управлять трёхколёсным велосипедом.
  2. Неуверенная ходьба по лестнице, частые падения.
  3. Неспособность удерживать карандаш, рисовать круг (проблемы с мелкой моторикой).
  4. Обильное слюноотделение, плохо развитая речь.
  5. Неспособность построить пирамиду из нескольких кубиков.
  6. Неуверенное обращение с маленькими предметами (неспособность взять их или удерживать в ручках, тоже связано с мелкой моторикой).
  7. Отсутствие интереса к интерактивным играм, общению с другими малышами.
  8. Отсутствие контроля над негативными эмоциями — злостью, расстройством.

Существует множество способов решить проблему с задержками в развитии. Главное, своевременно её диагностировать и принять необходимые меры.

Все дети развиваются разными темпами. Родители не должны злиться или расстраиваться, если их малыш не умеет делать что-то из того, что научились делать некоторые его сверстники. Необходимо всё время подмечать прогресс в развитии своего чада. Если его нет, то стоит показать малыша врачу.


Похожие публикации